Музейный урок "Великая Отечественная война в истории нашего района"

Музейный урок

Музейный урок в музейном пространстве
(урок готовится и проводится в 4 этапа)

  • 1-й этап проводится учителем предметником, предполагается освоение теоретического материала и терминологии.
  • 2-й этап - проводится непосредственно в музее экскурсоводом.
  • 3-й этап - предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам.
  • 4-й этап - класс или представитель класса приглашается на районную краеведческую конференцию «Поиск 2012» (в случае, если поисковая работа по предложенным темам будет приведена в систему и выложена в работе), либо в краеведческий музей им. В.С. Аржиловского, для продолжения беседы по заявленной теме, либо музей представляет передвижные выставки.

В данной работе представлен 2-й этап музейного урока и фотоиллюстрации зала военной славы Казанского районного краеведческого музея им. В.С. Аржиловского.

Музейный урок
Тема: Великая Отечественная война в истории нашего района.


Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий.
Она была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины.
В это же время она явилась и героической вехой этого периода истории.
Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.
Сегодня мы будем говорить о том, какой вклад в историю этой войны, внесли наши земляки.
22 июня 1941года.
Созидательный труд в районе был нарушен фашистским вторжением. Уже начало войны коснулось каждого. Уходили на фронт колхозники, служащие, учителя и выпускники школы. С Казанской земли ушло на фронт 6 306 человек, 3 425 человек не вернулись с войны, из них: погибли в бою - 2 981 человек, пропали без вести - 158 человек, умерли от ран - 274, погибли в фашистских концлагерях - 11.
Центральное место в экспозиции «Великая Отечественная война» занимают материалы о казанцах - Героях Советского Союза. Пятеро уроженцев Казанского района были удостоены звания Героя Советского Союза, им была вручена медаль «Золотая Звезда»:


Всех их объединяет то, что они родились и жили в нашем районе, но, при этом, каждый из них был очень индивидуален.

НаградыЗа свои подвиги, боевые заслуги перед Отечеством наши земляки награждались орденами и медалями.

В настоящее время учениками Казанской школы Павлом и Олегом Гуляевыми под руководством их бабушки Гуляевой Зинаиды Павловны собираются материалы о наших земляках, которые приняли непосредственное участие на боевом и трудовом фронтах Великой Отечественной войны. Ими формируются альбомы «Они вернулись с Великой Отечественной войны» и «Они не вернулись с Великой Отечественной войны». В музее собран богатый материал о казанцах – участниках военных сражений, каждом ветеране войны, собрана папка «Героический тыл», на краеведческой конференции «Поиск-2011» ученицей Смирновской школы Герасимовой Кристиной был представлена работа «Прошедшие ад», в которой собран материал о земляках, находившихся в фашистских концлагерях в годы войны.

Самый знаменитый герой из Казанского района.


В Центральном музее Вооруженных сил СССР, в зале №10 отражена история битвы за Сталинград. В центре полукруга зала на постаменте – башня танка Т-34, внизу земля – земля Сталинграда, перемешанная с пулями и осколками мин и снарядов, политая кровью советских бойцов. На полукруглой стене укреплена снайперская винтовка героев Советского Союза Андрухаева и Ильина, под ней – катушка с телефонным проводом, рядом – орден Отечественной войны II степени и фотография молодого паренька. Надпись: «М.М.Путилов». Матвей Путилов – наш земляк, родился в с. Ильинка. Под надписью описан подвиг Матвея: «В дни жестоких боев за завод «Баррикады» связист 339 стрелкового полка 308 стрелковой дивизии сержант Матвей Путилов при выполнении боевого задания по исправлению телефонной линии связи был тяжело ранен в обе руки. Истекая кровью, умирающий герой подполз к месту обрыва и соединил зубами концы провода, восстановил нарушенную связь». Кроме того, на Мамаевом кургане в Волгограде есть надгробная плита с надписью: «Связисту – сержанту Путилову Матвею Мефодьевичу вечная слава». Подвиг Путилова отражен в одном из эпизодов фильма «Битва на Волге» и в книге воспоминаний маршала войск связи Пересыпкина «А в бою еще важней». О Путилове было написано много статей в местной газете «Наша жизнь», в том числе есть статья нашего земляка Ивана Чашкова, тоже участника Великой Отечественной войны, жившего до 2004 года в г. Москва. За свой подвиг 19-летний Ильинский паренек не был удостоин звания Героя Советского Союза – слишком короток был его боевой путь, но одна из улиц села Казанское, где находится Средняя школа, носит его имя.
Надя Драчук, Аня Бырдина участницы войны, погибшие под Сталинградом.Сколько судеб мы вспоминаем, когда приходим в музей и смотрим на старые, выцветшие фотографии и документы... На скромной фотографии в зале военной славы – три молоденьких девушки. Веселые, улыбающиеся они так и остались для нас молодыми и цветущими работницами местной типографии. Они ушли добровольцами на фронт и погибли в битве за Сталинград.
На фото: Надя Драчук, Аня Бырдина участницы войны, погибшие под Сталинградом.

Письма с фронтаПисьма, газеты, боевые листки сохранили память о войне. Письма писались обычным простым карандашом. Но, как оказалось, карандаш намного практичнее и эффективнее перьевой ручки. Бережно хранятся в семьях участников войны эти пожелтевшие, обтрепавшиеся треугольнички. Ведь это – живая память о том страшном времени.

В этом зале очень много экспонатов, которые отражают ту страшную для нашего народа войну. Вот почти легендарная граната Ф1. Она широко  использовалась нашими бойцами и приобрела среди них огромную популярность. Каждый пехотинец старался иметь на руках пять -  десять гранат, сберегая их главным образом  для отражения атак противника. «Эфка», «Феня», «Фенечка» - как только не называли ее наши солдаты. Но пожалуй, чаще – «лимонкой». Это название произошло от английских гранат системы Лемона, которые поставлялись в Россию во время Первой мировой войны. Граната – один из боевых припасов, предназначенный для поражения живой силы и боевой техники противника осколками и ударной волной, образующимися при взрыве. Как вы думаете, «лимонка» относится к наступательному или оборонительному оружию? Граната «лимонка» - ручная граната оборонительного  действия, доставляется к цели метанием вручную. При средней дальности броска на 40 метров, разлет осколков составлял до 200 метров, что представляло опасность для самого обороняющегося. Поэтому  лучше всего «лимонку» было кидать из комнаты, блиндажа или другого закрытого пространства.

граната Ф1

У каждого солдата были всегда с собой зеленая кружка и ложка. Ложка алюминиевая, очень легкая, некоторые владельцы ложек их подписывали. Как вы думаете, что ели солдаты во время Великой Отечественной войны? У солдат был суточный паек, в разных родах войск были разные нормы, более калорийным был паек летчиков и моряков. В основном в паек входили: хлеб ржаной и пшеничный (летом 800 г., зимой 900 г.), супы с мясом, рыбой, овощные, каши и макаронные изделия. Во время наступлений выдавали сухой паек, в котором были консервы, сало, хлеб и концентрированные супы и каши. Часто положенные нормы не выполнялись из-за нехватки продуктов или невозможности их доставки к месту боя.

Так же у каждого советского солдата был санитарный индивидуальный пакет, с помощью которого он мог бы в любой момент перевязать себе легкую рану.
Советские офицеры носили бумаги, карты, документы в специальной сумке-планшете. В полевых условиях он был для командира и сейфом для документов, и письменным столом. Но он же делал офицера приметной мишенью для противника. Так уже было заведено, что при первой опасности содержимое планшета старательно уничтожалось.

немецкий сигнальный осветительный патронА это немецкий сигнальный осветительный патрон. Он предназначен для оповещения, оперативной передачи команд, донесений, а так же кратковременного освещения отдельных участков местности. Вспомните строчку известной песни: «Светила, падая, ракета, как догоревшая звезда...» Снабжение Советской Армии отличалось от снабжения армии противника. Поэтому многое делалось своими руками, из подручного материала. Например, зажигалка из снаряда, самодельная.
Раскрывая страницу истории войны 1941-1945г, будет неправильно, если я ничего не скажу о тыле – опоре солдат. Ведь вона - это не только тяжелые, кровопролитные бои, решающие сражения. Это и тяжелый и изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу. Мужчины ушли на войну, а их место заняли их жены, старики, те, кто не смог уйти на фронт, и даже дети. С 1-х дней ВОВ местом жизни и отдых у ребят стало колхозное поле. Учащиеся всех школ района во время летних каникул работали на прополке посевов, помогали колхозникам заготавливать корма для колхозного животноводства.
После уроков ребята шли с учителями на сбор колосьев, пшеницы, ржи, ежедневно собирая по 2-3 мешка, тем самым сокращая потери урожая. Для подготовки к весеннему севу собирали запасные части к сельхозинвентарю. Собирали металлолома для строительства танков, самолётов, оружия. Сдавали его государству, а собранные деньги вносили в фонд обороны. Для строительства танков, поездов собирали деньги, но они их не просили, а зарабатывали сами, собирая лекарственные травы, дикорастущие ягоды, металлолом, колоски, давали концерты и спектакли.
Посылали дети и подарки на фронт. Вели переписку с фронтовиками. Посылая сами всё на фронт, сами голодовали. Ели прошлогоднюю картошку, пили молоко, если была корова, питались съедобными травами, ягодами, грибами.
Одеты были очень плохо, в старенькую изношенную одежду. Обувь была одна на всю семью. Многих детей привезли в Казанский район из блокадного города Ленинграда. Для них открыли детские дома в Ильинке, Казанке, Чирках, Б-Ярках и Яровском. Эти дети также работали. Учились вместе с местными детьми в школе. На весь класс был 1 дневник. Писали на клочках газеты, разведённой сажей или соком красной свеклы. Здание школы практически не отапливались и дети после уроков занимались заготовкой дров. Но, не смотря на все трудности, очень хорошо учились. Одним словом, школьники в годы ВОВ стали лучшими помощниками взрослых. И их труд не пропал даром. Они внесли большой вклад в дело Победы над фашисткой Германией.
В нашем музее хранятся воспоминания выпускницы Казанской школы Елизаветы Васильевны Петрухиной. Она и ее одноклассники услышали объявление о вероломном нападении фашистов на Советский Союз из уличного репродуктора, когда возвращались с берега реки Алабуга, где встречали рассвет «взрослой жизни» после выпускного бала. По разному сложились судьбы одноклассников. Всех помнит Елизавета Васильевна, которая проработала всю свою жизнь в Казанской школе, а сейчас является частым гостем и почетным дарителем Казанского районного краеведческого музея.
«Воскресный солнечный день 22 июня запомнился нам навечно. Так не соответствовала это светлое радостное утро той черной, ужасной вести, о которой мы узнали. В сообщении ТАСС говорилось, что ранним утром фашистские войска без объявления войны начали наступление по всей западной границе СССР, и там, на Западе, идут ожесточенные бои, и многие города уже подверглись бомбардировке: Брест, Коваль, Одесса, Могилев. Эти минуты никогда не забудутся.»

Герои битв – герои труда.


Вернувшись с войны, солдаты активно брались за созидательный труд. Необходимо было поднимать сельское хозяйство. Сельскохозяйственная техника за годы войны износилась, пришла в негодность. Машиностроительные заводы были переведены на производство военной техники, поэтому условий для ремонта тракторов в годы войны не могло быть и речи. Поля обрабатывались вручную, подростками и женщинами.

Гуляев Геннадий ЛеонтьевичРатушняк Петр Иванович

В 40-50-е годы XX века подъем сельского хозяйства выразился в образовании и развитии совхозов. За подъем и развитие сельского хозяйства наши земляки Гуляев Геннадий Леонтьевич (фото 1) и Ратушняк Петр Иванович (фото 2) были удостоены высокого звания Герой Социалистического труда. Эти люди прошли всю войну, вернулись с орденами и медалями. Высокое чувство патриотизма не давало им покоя и в мирное время. Эти люди вели за собой, поднимая дух подчиненных своим энтузиазмом.

Участники Великой Отечественной войны – Почетные Граждане Казанского района.


Герои войны, труда, активные участники различных мероприятий районного, областного масштаба, были удостоены звания «Почетный гражданин Казанского района». 29.05.2002 года Постановлением Думы муниципального образования Казанский район за № 22 было утверждено Положение о присвоении звания «Почетный гражданин Казанского района». Этого высокого звания были удостоены участники Великой отечественной войны.

Владимир Тихонович Головачев

Николай Андреевич Ярков

Михаил Иванович Вьюшков

Василий Федорович Кныш

В заключительной части урока, для подготовки к 3-му этапу музейного урока, учащимся предлагается еще раз самостоятельно ознакомиться с содержанием экспозиций, посмотреть экспонаты зала военной славы. После просмотра экспонатов зала военной славы учащимся предлагаются темы для самостоятельной обработки поискового материала. Примерные темы:

  • Семейная реликвия
  • Великая Отечественная война и мои родственники в ней.
  • «У войны не женское лицо» (об участниках Великой Отечественной войны – женщинах)
  • Мультимедиа представление «Никто не забыт, ни что не забыто» (о погибших выпускниках Казанской школы).