Рекомендации по проведению исторических исследований

Проведение историчских исследований - сложный, но очень увлекательный процесс. Стркутура проведения исследования для каждого отдельно взятого события имеет свои особенности. Здесь мы приводим несколько планов, где подробно по пунктам описывается ход выполнения такой работы.


История предприятия

1. Создание.

  • время
  • место
  • причины возникновения
  • инициаторы создания
  • история строительства

2. Производство

  • производственные мощности (история и современное состояние)
  • источники сырья и материалов
  • источники энергии (газ, нефть, дрова, уголь, мазут, плотина и т.д.)
  • характер производства (полный производственный цикл, сборочное и т.д.)
  • транспортные коммуникации (доставка сырья и материалов, отправка продукции)
  • продукция (перечень, характеристика, соотношение различных видов продукции)

3. Персонал

  • количество
  • состав
  • уровень квалификации и образования
  • источники формирования
  • место проживания
  • трудовые династии
  • отдельные персоналии

4. Место на рынке

  • поставщики
  • потребители
  • конкуренты
  • наличие уникальных предложений (товаров и услуг, которые производятся и предоставляются только этим предприятием)

5. Региональное значение

  • градообразующее или нет (в т.ч. применительно к сельским поселениям)
  • доля работников предприятия в общем число работающих жителей поселения, района
  • наличие других производств на территории поселения, района
  • доля, занимаемая предприятием на рынке региона

6. Социальная инфраструктура

  • детские сады
  • жилье
  • медицинские учреждения
  • музеи
  • дом отдыха и т.д.

7. Современное состояние

  • производство
  • персонал
  • место на рынке
  • региональное значение
  • социальная инфраструктура

 


 Политические репрессии 1920-1950 гг.

1. Раскулачивание и крестьянская ссылка

  • история создания местного колхоза/коммуны
  • общее количество жителей
  • количество раскулаченных
  • количество сосланных
  • места высылки
  • изъятие и распределение имущества
  • воспоминания раскулаченных и сосланных
  • воспоминания других жителей поселения
  • история колхоза/коммуны после завершения раскулачивания и высылки

2. 1930-е годы

  • дела шпионов, вредителей, контрреволюционеров
  • судьбы арестованных и осужденных
  • судьбы семей арестованных и осужденных

3. Депортация

3.1 Процесс депортации

  • воспоминания о депортации
  • время появления депортированных
  • описание этого события

3.2 Депортированные: социальный портрет

  • размещение
  • занятия
  • наличие комендатуры
  • побеги
  • смертность
  • судьба депортированных после отмены ссылки
  • персоналии

3.3 Депортированные: культурный портрет

  • степень владения русским языком
  • языки и диалекты (понимали ли различные группы ссыльных друг друга)
  • грамотность
  • вероисповедание (православные, старообрядцы; лютеране, католики, менониты; шииты, сунниты; буддисты; адвентисты, свидетели Иеговы, бабтисты, ИПХ и пр.)
  • отношение между разными группами депортированных
  • отношение депортированных с местным населением
  • поддержание национальных и религиозных традиций

4. Исторические и памятные места

  • бараки
  • комендатуры
  • первые жилища ссыльных и депортированных
  • здания и сооружения, построенные ссыльными и депортированными
  • места компактного проживания ссыльных и депортированных
  • места содержания под стражей и заключения
  • места расстрелов
  • места захоронений расстрелянных и умерших
  • памятные знаки

Учебные заведения

1. Создание

  • время
  • место
  • инициатор
  • причины возникновения
  • предшественники (если таковые имеются)
  • строительство

2. Персонал

  • численность
  • состав
  • источники комплектования
  • квалификация
  • персоналии

3. Учащиеся

  • численность
  • состав
  • источники комплектования
  • персоналии

4. Материальная база

  • здания
  • оборудование
  • вспомогательные хозяйства

5. Место в управленческой иерархии

  • подчиненность вышестоящим организациям
  • наличие нижестоящих организаций

6. Региональное значение

  • наличие других учебных заведений на территории поселения, района
  • количество выпускников

7. Публикации

  • сотрудников учебного заведения
  • об учебном заведении

 Край в годы Великой Отечественной войны

1. Край накануне ВОВ

  • количество жителей
  • социальная сфера (больницы, учебные заведения и т.п.)
  • экономическая сфера (предприятия и организации)

2. Мобилизация

  • митинги
  • добровольцы, спецдобровольцы, мобилизация
  • переориентация производства на выпуск продукции для военных нужд

3. Эвакуация

  • предприятия
  • население
  • детские дома и т.д.

4. Помощь фронту

  • поставки промышленной и сельскохозяйственной продукции
  • сбор средств, продовольствия, теплых вещей и пр.

5. Депортация

5.1 Процесс депортации

  • воспоминания о депортации
  • время появления депортированных
  • описание этого события

5.2 Депортированные: социальный портрет

  • размещение
  • занятия
  • наличие комендатуры
  • побеги
  • смертность
  • судьба депортированных после отмены ссылки
  • персоналии

5.3 Депортированные: культурный портрет

  • степень владения русским языком
  • языки и диалекты (понимали ли различные группы ссыльных друг друга)
  • грамотность
  • вероисповедание (православные, старообрядцы; лютеране, католики, менониты; шииты, сунниты; буддисты; адвентисты, свидетели Иеговы, бабтисты, ИПХ и пр.)
  • отношение между разными группами депортированных
  • отношение депортированных с местным населением
  • поддержание национальных и религиозных традиций

6. Земляки на фронте

  • количество
  • воинские формирования
  • персоналии

7. Возвращение к мирной жизни

  • возвращение демобилизированных
  • возвращение эвакуированных
  • перестройка производства на обычный режим работы

8. Итоги для края

  • количество погибших ( в т.ч. процент от общего числа ушедших на фронт)
  • состояние экономической сферы
  • появление новых национальных общин

9. Память о войне

  • памятники
  • публикации
  • поисковая работа

10. Ветераны (персоналии)

  • биография
  • воспоминания (ветерана и о нем)
  • сохранение памяти (мемориальные доски и пр.)

Беседа со старожилом: общая структура

1. Портрет

  • Фамилия, имя, отчество старожила
  • Фамилии, имена, отчества его родителей (включая девичью фамилию матери)
  • Место рождения
  • Время рождения
  • Место и время проживания
  • Этническая принадлежность
  • Религиозная принадлежность
  • Язык старожила и его родителей (один или несколько)
  • Образование старожила и его родителей
  • Профессия старожила и его родителей
  • Место работы старожила и его родителей

2. Территория

  • Легенды об основании населенного пункта
  • Легенды о местной топонимике (названия рек, ручьев, полян, деревенских кварталов и т.д.)
  • Занятия местных жителей
  • Этнический состав
  • Религиозный состав
  • Старожилы (люди и семьи)
  • Культовые здания
  • Кладбища
  • Социальная сфера (клубы, больницы, ФАПы, детсады и пр.)
  • Дороги (в т.ч. водные и зимние пути)

3. Репрессии

4. Веливая Отечественная война

5. Реформы 1990-х – начала 2000-х годов (приватизация, акционирование и пр.)

6. Круг жизни

  • Обряды (рождение, свадьба, похороны)
  • Народная магия (заговоры и пр.)
  • Народная медицина
  • Приметы
  • Хозяйственный календарь
  • Народное творчество (сказки, легенды и пр.)