Проект "Музей в каждый дом"

1. Название проекта: «Музей в каждый дом».
2. Цель проекта: формирование интереса к истории родного края средствами музейной педагогики.
Задачи:
1. Приобщение к культурным и историческим традициям родного края.
2. Воспитание музейной культуры.
3. Выработка навыков общения с музейными предметами.
4. Предоставление подлинных материалов из фондов музеев.
3. Автор проекта: заместитель директора АУ КРСТО «Досуг» по музейной деятельности А.В. Лахтина.
2. Тип проекта:
2.1. по доминирующей в проекте деятельности: проектно-конструкторский с заранее выработанным представлением о продукте творческой деятельности (чемодан)
2.2. по предметно-содержательной области: историко-познавательный
2.3. по времени проведения: продолжительный
2.4. по характеру контактов: работа с людьми с ограниченными возможностями в рамках района
3. Форма представления проекта: представление музейных экспозиций.
4. Источники информации, используемые в процессе выполнения проекта: фонды Казанского краеведческого музея им.В.С. Аржиловского, научно-популярные книги, энциклопедии, воспоминания и личные архивы жителей Казанского района.
Введение.
В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Стартовавший в конце прошлого года новый интерактивный проект «Музей в чемодане» уже успел приобрести положительную репутацию и доброжелательные отзывы среди педагогов, и, самое главное, среди учащихся. Мы предлагаем познакомиться с социальным проектом «Музей в каждый дом», в основе которого лежит идея «Музея в чемодане». Цель данного проекта предоставить возможность людям с ограниченными возможностями Казанского района (детям и взрослому населению) знакомиться с экспонатами и экспозициями краеведческого музея: через удивление, яркие эмоции вызвать интерес к истории родного края средствами музейной педагогики. Проект предназначен для проведения выездных экскурсий для тех, кто не может прийти к нам по тем или иным причинам – инвалиды, учащиеся коррекционной школы, находящиеся на надомном обучении, люди находящиеся в интернатах, больницах, ветераны Великой Отечественной войны, и т.д. Данные экскурсии рассказывают об истории родного края, о быте времён Великой Отечественной войны, об истории одного предмета «языком» интерактивности, т.е. все вещи из чемодана можно брать в руки, рассматривать, изучать, играть с ними. Заинтересованным предлагается создать «Музей в каждый дом » по какой-либо интересующей их тематике. Они сами выбирают интересные им экспонаты, придумывают форму рассказа о каждом. Обязательно вводится элемент общения со слушателями (вопросы, загадки, ребусы). Собрать переносную экспозицию «Музей в каждый дом» можно на любую историческую тему, положив в чемодан предметы быта, альбомы со старыми фотографиями, книги и многое другое – всё зависит от фантазии и желания. Данные экскурсии могут сопровождаться электронными презентациями, звуковыми эффектами, музыкой, видео. Такая форма работы предназначена для людей с ограниченными возможностями, территориально удалённых от районного центра, что особенно актуально для решения социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Литература
1. Дригота В.В. Музеи образовательных учреждений как транслирующий культуру институт // Studia neoterica. Сборник научных статей аспирантов МГПИ. – Вып. 2. – М.: МГПИ, 2009. – С. 44
2. Дригота В.В. Патриотическое воспитание учащихся через восприятие культуры в музее образовательного учреждения // Пространство образования – пространство культуры: Доклады на Всероссийской конференции 26 февраля 2010 г. – М.: МГПИ, 2010 г. – С. 175-176.