Проект «Распахни, Россия, ширь души …» (тематический праздник народных ремёсел)
- Подробности
- Обновлено: 13.04.2014 15:27
- Просмотров: 2533
Проект
«Распахни, Россия, ширь души ...»
(тематический праздник народных ремёсел)
Пояснительная записка.
Все понимают, как необходимо прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Это основа для воспитания гражданских качеств, развития представлений о человеке, обществе, культуре. Одним словом, для воспитания патриотов страны. Как сказал Ж. Ренар: «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная».
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре. Большинство людей поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Ответы на эти и подобные вопросы помогают восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств. Знакомя подрастающее поколение с народным искусством, творчеством со свидетельствами прошлых эпох - мы тем самым поможем им усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения. В настоящее время наблюдается равнодушие общества к своей народной культуре в силу элементарного отсутствия знаний и представлений. Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек; у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Если отношение к народному декоративно - прикладному искусству в ближайшее время не изменится, то духовные потери в национальном масштабе могут стать катастрофически огромными и абсолютно невосполнимыми.
Все это делает задачу «познакомить подрастающее поколение с народным декоративно-прикладным искусством» особенно актуальной на современном этапе.
Праздник народных ремёсел – это проявление всех форм и видов культуры (устное народное творчество, фольклор, декоративно-прикладное искусство, словесно-музыкальное, народные игры). Участие детей в проведении праздника только дополнит интеллектуальный багаж, даст ощущение полного слияния с природой, обогатит духовный мир, мысли, чувства, поможет почувствовать преемственность поколений.
Цель проекта:
Приобщение детей к культурным национальным традициям через знакомство с народным прикладным творчеством, формирование чувства любви и гордости за свою Родину, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Знакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
Приобщать к истокам национальной культуры русского народа.
Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями.
Формировать у детей основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, а также бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям, уважение к людям труда.
Воспитывать способность осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
Направления в работе:
расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
знакомство с местными умельцами декоративно-прикладного творчества;
самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Отличительные особенности данного проекта заключается в том, что проект ориентирован на применение широкого комплекса наглядного материала, использование информационно-коммуникационных технологий (документальные фильмы о всемирно известных промыслах декоративно-прикладного искусства; анимационные фильмы, повествующие историю происхождения промыслов; мультимедийные презентации о народных ремеслах).
Распахни, Россия, ширь души
Составитель программы: Антонина Владимировна Лахтина – заместитель директора по музейной деятельности АУ «КРСТО «Досуг»
Цели: приобщение детей к культурным национальным традициям через знакомство с народным прикладным творчеством, формирование чувства любви и гордости за свою Родину, развитие творческих способностей детей.
Место проведения: Казанский краеведческий музей им. В.С. Аржиловского
Время проведения: июль 2014г
Возраст детей: 9 -17 лет
Количество участников: все желающие
Продолжительность мероприятия: 1 час
Оформление мероприятия: бутафорская малахитовая шкатулка, при открывании которой появляется изображение грота-входа.
Действующие лица: два ведущих (юноша и девушка), старый казак, молодой казак, дети-казаки, Данила – мастер, Хозяйка Медной горы, танцевальный коллектив, вокальная группа, оркестр народных инструментов.
Оборудование и инвентарь: бутафорская малахитовая шкатулка, стенды-выставки в павильонах (каждый павильон оформлен своими атрибутами и характерным инвентарём), шест с декорированным петухом и цветными лентами, бутафорская матрёшка, рушники, шатёр, русские национальные костюмы.
Музыкальное сопровождение: фонограммы эпической русской музыки; «Ярмарочной карусели»; цыганской песни; русских народных песен «Во кузнице», «Ростовская финифть», «Пряха», «Оренбургский пуховый платок», «Лапти».
Подготовительный этап: подготовка номеров художественной самодеятельности участниками, приглашение народных умельцев из населённых пунктов Казанского района, изготовление экспонатов для выставки-продажи.
Ход проведения:
Звучит эпическая русская музыка.
Ведущий: (на фоне эпической русской музыки):
Во дни тревог, во дни сомнений
Как сердце верой окрылить?
Эпохи вздыбленной крушенье
Дано ли нам остановить?
Ведущая:
Веками Русь жила своим умом
И грады-сказки строила по кручам.
Особой статью, песней, ремеслом
И верою красив и славен русич.
В былинах, сказках ли богатырей
Заморским ядом только ведь и брали.
Не дай нам Бог слепых поводырей,
Да лишь бы мы незрячими не стали.
Вновь с Запада вдруг бесов нанесло,
Соблазном нас греховным подкосили.
Без праведника не стоит село!
И не подняться без него России!
На сценическую площадку выходят старый казак, молодой казак и казачата.
Молодой казак: Расскажи нам, батько, про старинных казаков.
Старый казак: Когда император Александр Павлович окончил Венский совет, то захотел по Европе поездить и в других государствах чудес посмотреть. И был при нем донской казак Платов, который этого склонения не любил, и чуть что Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть — и чем-нибудь отведет. Англичане, к примеру, стали звать государя во все свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться. Платов себе сказал:
- Ну, уж тут шабаш. До сих пор я еще терпел, а теперь нельзя. Я своих людей не выдам.
Молодой казак: Ну и что же сделал Платов?
Старый казак: А ты слушай, не перебивай. На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Англичане подают государю пистолю, что взяли из рук Аболона Полведерского.
- Вот, — говорят, — какая у нас производительность.
Государь этому не удивился, у него такие в Царском Селе есть.
- А это пистоля неизвестного, неподражаемого мастера, ее нам адмирал у атамана разбойничьего в Канделябрии из-за пояса вынул. Государь глянул на пистолю и наглядеться не может.
- Ах, ах, — говорит, — как это так, да как же можно так тонко сделать?
А Платов, смеясь на эти слова, опустил руку в широкие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане: «Это не отворяется!», а он внимания не обращает, ну замок ковырять, повернул раз, повернул два — замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».
Молодой казак: Он, этот казак Платов, крепко русский был, за своих душой болел.
Старый казак: Уж болел так болел, доблестный российский воин... Государь думал, что равных англичанам в искусстве нет, а Платов так говорил: «Наши на что взглянут — всё могут сделать, но только им полезного ученья нет».
Молодой казак: Ас английской блохой, что, тоже взаправду было?
Старый казак: Было, как же. Он же донской казак! Платов да тульские мастера ее и подковали. Слыхали про Левшу?
Казачонок: Расскажи про Левшу.
Старый казак: Да что рассказывать, все это знают. Как умер государь Александр Павлович, так забыли все про ту диковинную нимфузорию, что англичане за миллион подарили императору. Она себе лежала в золотом орехе, в шкатулочке, а только никто про это не знал. Крутили, вертели, даже на зуб пробовали.
К счастью, донской казак Платов еще жив был. Как он узнал, что при дворе за беспокойство — к государю во всех орденах явился. Государь спрашивает:
- Чего тебе, мужественный старик, от меня надобно?
- Мне, Ваше величество, ничего для себя не надобно, а пришел я доложить насчет нимфузории, которую отыскали, при ней ключик есть, а у меня есть аглицкий мелкоскоп, в который можно его видеть. И сим ключиком нимфузорию можно завести.
Завели, она пошла прыгать... (Шуршит самокруткой).
Молодой казак: А дальше что?
Старый казак: А ничего. Подковал ту блоху тульский мастер Левша и без мелкоскопа. И на каженной подковке имя свое поставил. Вот такой он мастер — русский Левша! А вам надобно учиться у казака Платова Россию любить, у Левши дело творить.
Казаки уходят.
Музыкальная заставка в исполнении оркестра народных инструментов.
Открывается занавес. Перед занавесом малахитовая шкатулка с гротом-входом. Из него выходит Данило-мастер и грустно присаживается на ступеньку сцены. Появляется Хозяйка Медной горы.
Хозяйка: Что грустишь, Данило-мастер? Всё тоскуешь за своей Катериной? А ты сотвори мне чашу каменную, чтобы была она похожа на цветок небывалый, да вдохни в него свою душу, оживет тот цветок, а через него оживу и я, и забудешь свою Катеньку. (Загадочно смеется, уходит).
Танцевальный коллектив исполняет танец «Каменный цветок».
Сюжет танца: Данило начинает мастерить чашу. Она не получается. Появляется Хозяйка Медной горы, посмеивается, снова уходит. Данило, думая о Кате, мастерит чашу. Она получается. Катя исчезает, и мастер разбивает уже готовую чашу и уходит к Кате.
Хозяйка: Молодец, Данило-мастер. Помогла тебе любовь сотворить чашу небывалую — цветок каменный, а не смог ты в нее душу свою влить, не отдал своей любви деве каменной. (Смеется).
Ведущий: Народное творчество создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль играли природные условия быта, хозяйства, культуры и торговых связей. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий и украшений. Сегодня мы с вами поговорим о народных промыслах России. Одним из народных ремёсел было изготовление изделий из глины. Рассказ о глиняных игрушках, посуде. После чего предлагается детям небольшой мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки.
Музыкальная заставка.
Ведущий:
Как на ярмарке умельцев
Яркой, переливчатой,
Распахнем в Россию дверцы
Из времен несбыточных.
Земляки, красногвардейцы,
Стар и млад и молодежь,
Позабавишь свое сердце —
Радость светлую найдешь.
Подходи дивиться чуду,
Добрых рук умению.
Удивляться долго будем
Земляков творению.
Ведущие на фоне русской народной музыки, в исполнении оркестра русских народных инструментов, подходят к стендам выставки, держат в руках изделия, рассматривают их, рассуждают.
Ведущий: Удивительные люди - народные мастера! Из дерева и глины, из кости и шерсти, из льна и железа они создавали и создают настоящие чудеса. Будь то прялка или миска, туесок или ложка, ружье или сани — глядишь на них, и глаз не оторвать — до чего ж хороши!
Прочные и удобные в употреблении, они вместе с тем художественны, вносят в жизнь праздник и красоту, излучают радостное тепло. Предки верили, что такие вещи не только дают радость, но и защищают от зла и служат своим хозяевам оберегами.
Ведущая: Когда мастер замышляет создание такой вещи, у него возникает ее образ, и тогда солонка видится утицей, шкатулка — теремком, глиняный горшок — чашей цветка, а сарафан — алой зарей, и рабочая сущность вещи становится одухотворенной фантазией вдохновенного мастера...
Ведущий:
... вдохновенного мастера,
а мне припомнилось:
В телогрейке-размахайке,
В тишине забытых сёл
Лыко гнул железной хваткой,
Водку пил и лапти плел.
Божий дар в нем загубили,
Замолчали до поры
Разговорчивые пилы,
Злые в гневе топоры.
Позабытый всеми, сирый,
Вечно знавший неуют,
Смотрит он, как в сувенирах
Труд его распродают...
А ты говоришь — «вдохновенный мастер».
Ведущая: Ну, зачем же так горько? Может, теперь и настала пора для возрождения народного рукотворчества. А что? Денег лишних, чтобы всё купить, нет, работы стабильной — нет, зато времени — море, и инструменты совершенные есть, а русская тяга к соперничеству, к усовершенствованию всегда была и будет.
По разным жизненным обстоятельствам могли расстаться мастера с ремеслом, перенятым от отцов и дедов , но удивительная память хранит в своих кладовых приемы рисунка, росписи, технологии, свойства красок и материала. И рука не забывает приобретенные когда-то навыки.
Стоит раззадорить такого человека — неожиданно в нем вспыхнет вдохновение. Разве наша ярмарка умельцев не подтверждает это?
Ведущий: Такова уж природа декоративного народного искусства. Если где пробивался родничок творчества и не иссякал в самом начале, то обязательно ширился, набирая силу, становясь значительным явлением. Разве не с народных умельцев начались дымковская и богородская игрушки, жостовский поднос, павлопосадские шали, палех, ростовская финифть, хохломская роспись, гжель, оренбургский платок. Продукция этих промыслов пополняет российскую казну валютой.
Ведущая: А что далеко ходить? Давайте удивляться нашим мастерам.
Мастер – класс по росписи тарелок.
Фонограмма «Ярмарочная карусель». На площадке под музыку появляются юноша и девушки (они изображают карусель). В центре — юноша держит высокий шест, декорированный петухом, цветными лентами, концы которых держат стоящие по кругу девушки. Вращаясь, карусель останавливается перед павильоном «Прядение».
Ведущий:
Эх, прялка!.. Точеные спицы.
Я тронут — гляжу чуть дыша.
В ней жаркого сердца частица,
Далекого детства душа.
За окнами змейкой метели,
От прялки загадочный звук.
Лучились волокна кудели
Меж пальцами маминых рук.
Вращалась рогулька, тянула
Катушка готовую нить...
Нам горько...
Нам прошлого жалко,
Ушедшего недостает.
И старая добрая прялка
О чем-то желанном поет.
Номер художественной самодеятельности.
Ведущая: На выставку умельцев предоставили свои работы мастерицы старинных ремесел — наши земляки из Казанского района. (КРУЖЕВНИЦЫ)
Вокальная группа исполняет композицию «Прялица». Под эту песню девушки прокручивают ярмарочную «карусель» и останавливаются перед павильоном «Кружево».
Ведущие подходят к следующей выставке. Исполняется хоровод «Кружевница». Во время танца — текст.
Ведущий:
Золотые рассыпаны волосы,
Чуть склоненная голова.
Напевая о чем-то вполголоса,
Вяжет девушка кружева.
Вьется ниточка незатейливо,
Нет конца и начала нет,
Словно выткан узор метелями,
Мглистой вьюгой оставлен след.
Люди смотрят и удивляются,
Как искусно творит рука,
Будто реченька выливается,
Речка — белые берега.
Заканчивается хоровод, девушки выводят мастериц на центр поля и кланяются им. Ведущая перечисляет всех мастериц-кружевниц. Мастерицы стоят полукругом, к ним выходит частушечница.
Частушечница:
У меня на кофте белой
Кружева «снежиночка».
Как по улице пройду,
Любуйся, ягодиночка.
Хорошо бы к сарафану
Кружевные рукава,
Да боюся, возле печки
Изорвутся кружева.
Повстречались мы с миленком
У лесочка на мосту.
Про лесочек, про мосточек
Нынче кружева сплету!
Посоветую подружке:
«Без Петрушки не грусти!
Лучше сядем за коклюшки,
Будем кружево плести».
Мастерица-кружевница,
Девушка ученая,
Научи меня плести
Кружево крученое.
Не хвалились бы подружки
Новыми работами —
Я сама вчера сплела
Косынку с самолетами.
Мастерицы с хороводом уходят к своей выставке. Девушки заводят «карусель», которая останавливается у павильона «Жестяная лавка».
Ведущий: (подходит к жестяной лавке).
Это что за теремок?
Околочен жестью бок.
Жестью не простою,
Жестью кружевною.
Кто, кто в теремочке живет?
В разукрашенном жестью живет?
Жестянщик: (из лавки).
Мы — веселые жестянщики,
Подмастерья и наставники.
Исполняется танец «Веселые жестянщики».
Ведущий: Действительно веселые, сколько шума от вашей работы... Ну, а мастеров — своих наставников — вы знаете?
Дети: Знаем!
К нам с заказом поспешите,
Мы исполним, что хотите,
Изготовим верх и низ —
Трубы, желоб и карниз.
Бак, и ведра, и корыто —
Мастерами не забыты
Жестяные кружева...
Нам же к мастеру пора.
(Уходят).
Девушки крутят ярмарочную карусель, которая останавливается у деревянного домика — павильон «Резьба по дереву». Из него выходят музыканты оркестра народных инструментов. (ТЕРЛЕЕВ)
Ведущая: ...Русь деревянная... В горделивых и величавых храмах и избах, словно сошедших со страниц любимых сказок, в домашней утвари и мебели русский крестьянин выражал свое представление о прекрасном. В дереве, которое всегда было под рукой, раскрывалась его любовь к своему жилищу, к родной земле. В нем — его мечта о жизни счастливой, свободной, солнечной.
Исполняется музыкальный номер.
Ведущий называет фамилии мастеров декоративно-прикладного искусства.
Ведущий: Присмотритесь к их изделиям. Если вам что-нибудь понравилось, мастера готовы выполнить заказ.
Звучит музыка «Карусели». Девушки кружат карусель. Останавливаются возле бутафорской матрешки (павильон «Игрушки»).
Ведущая:
Я — бабушка Матрешка,
Несу грибов лукошко,
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они — матрешеньки,
И все они милешеньки,
Все с аленькими щечками,
Под пестрыми платочками,
Нарядные, пригожие,
На бабушку похожие.
Исполняется танец «Матрешки».
Ведущий: Расписное русское чудо — матрешка. Тряпичная любимая кукла, сшитая бабушкой. Дымковская керамическая игрушка вышла из Дымковской слободы, возле города Кирова. Из села Богородского — игрушки из липы и осины, устроенные подвижным образом: на раздвижных планках — куры стучат клювами, зайцы бьют в барабаны, медведи играют в футбол. У нас на ярмарке умельцев много игрушек.
Есть и тряпичные куклы — радость послевоенного. Приглашаем выйти мастеров-игрушечников.
(ПЕНЯЕВА, МИШИНА, ТЮТЮННИКОВА И Т.Д.)
Выходят мастера.
Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы.
Детский ансамбль исполняет номер художественной самодеятельности. «Карусель» прокручивается, останавливается у павильона «Вышивка». Исполняется танец с вышитыми рушниками. (БАРАБАНЩИКОВА, ЗЛЫГОСТЕВА И Т.Д.)
Ведущая: (во время танца).
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Тут сидела красна девица.
Во левой руке держала пяльца,
Во правой руке — иголочку.
Она шила, красна девица,
И по шелку, и по бархату,
По белому да коленкорчику.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке,
Шила девица приданое,
То приданое немалое.
Ведущий: Русская вышивка — радость женской души. На посиделках парни старались незаметно присмотреть самую умелую и трудолюбивую девушку, ведь от этого тоже зависело благосостояние семьи. Считалось, если девушка дарит парню вышитую рубашку, значит, она хочет его завлечь. Вышитая подаренная вещь — кисет, рубашка, платочек — безмолвное, целомудренное объяснение в любви и верности.
Ведущая: У нас на ярмарке вышивальное рукотворчество представлено очень широко.
Ведущий: Спасибо вам, милые женщины, за тонкие струны вашей души, они звучат в ваших работах. Научите ремеслу своих внучат, и прекрасное искусство вышивки никогда не умрет.
Мастерицы уходят.
Ведущая:
Русской души не понять иноверцу,
Пусть он бичует себя, господа!
Дайте излиться прекрасному сердцу,
Нет в покаянье стыда...
Кружится «карусель», останавливается у цыганского табора. Звучит цыганская песня (фонограмма). Из шатра выбегают цыганчата и предлагают зрителям кузнечные изделия: цепи, тяпки, грабли, подковы.
Ведущий:
Там плавят медь, вагранят крицы,
И горен день и ночь кипит,
И мех вздувает надувальный,
И раз по раз с мечтою в лад
Стучит и бьет за млатом млат
По ребрам звонкой наковальни.
Там много их, то кузнецы —
Потомки белоглазой Чуди...
Ведущая: Так уж повелось, что самыми умелыми кузнецами были цыгане. Промышляли они своим бесхитростным, но таким необходимым в хозяйстве товаром. Вспомните знаменитого Будулая, знакомых вам мастеров.
Ведь и вправду, не только цыганской песней и бурной пляской славится этот народ. Хотя без этого нет полного представления об этих странниках Земли.
Исполняется цыганская песня, пляска.
Ведущий:
Он подумал и размыслил:
«А что будет, если брошу
Я в огонь железо это,
Положу его в горнило»...
Ведущая: Но не только цыганам подвластно это мастерство. Вспомните гоголевского кузнеца Вакулу. О кузнецах шла слава как о колдунах, жрецах горных божеств. Недаром в народных сказках кузнец с самим чертом сладит, и змея за язык прикует, и царю даст достойный ответ. Пламя, искры раскаленного металла — всё это превращало ремесло в священнодействие.
Ведущий: Посмотрите, какие удивительные вещи изготовили наши кузнецы, наши мастера по металлу.
Показ изделий мастеров сопровождается исполнением русской народной песни «Во кузнице». Девушки прокручивают «карусель» и останавливаются возле павильона «Ковроткачество. Лоскутное ремесло».
Ведущая: Хорошая хозяйка никогда не бросит старую одежду или занавеску. Эти вещи могут начать новую жизнь. Хозяйка разрежет их на тряпочки, разберет по цвету, смотает в клубки и сядет за ткацкий станок или возьмет иглу или крючок. И вот лоскутки складываются в пестрые полоски или квадратики — перед вами половик или лоскутное одеяло. Такая домотканая дорожка тянется от входа в горницу до святого угла, а от него к окну, рядом ложится еще и еще одна, и вот весь пол в доме застелен ровными полосатыми половиками. С ними становится теплее и уютнее. На них в грязных сапогах не наступишь — жалко нарушить чистоту их красок, и все почтительно снимают обувь — в доме царит чистота.
Ведущий: В холодный день половики защищают от сквозняков, а в жаркую погоду хранят прохладу и свежесть. Приятно пройти по ним босиком. От небольшого куска ткани в доме становится светлей, радостней.
Звучит плавная музыка.
Ведущая: (на фоне музыки).
Как по небу, по поднебесью
Светел месяц выкатается,
Над высоким над теремом
В облака-то поднимается.
Как во тереме, тереме
Красна девушка Настасьюшка,
В терему она посиживала,
Шелком шила, ткала золотом.
Она выткала да три ковра.
Да как первый ковер выткала
Свекру-батюшке,
А другой ковер-то выткала
Да своей свекрови-матушке,
Ну, как третий ковер выткала
Своему мужу милому.
Ведущая: Не могу надивиться — какая красота окружала быт наших предков-крестьян. Всё такое разное, самобытное, дорогое сердцу потому, что сделано своими руками. А у нас теперь у всех одинаковые кухни, стенки, вазы с бумажными цветами, на стене ковры, одинаковые с лица. Бездушное какое-то бытие...
Ведущий: В стихотворении Александра Щербакова про это хорошо сказано:
Вздыхать всю жизнь о доме отчем,
Видать, удел достался мне,
И не бывает такой ночи,
Чтоб он не снился мне во сне.
Заплат тесовая калитка
С серьгой железного кольца.
Седые каменные плиты
Перед ступеньками крыльца.
А в доме — стол, цветная скатерть,
Герани с тюлями кругом,
В углу переднем — Богоматерь,
И печка русская — в другом...
Ведущие завершили обход выставки. Возле павильонов сидят мастера-умельцы, по возможности выполняют работу.
Ведущая: Чудо... Да, это чудо! Потому что чудесна сама природа художественного творчества.
Люблю старинные ремесла,
Когда в поселке над рекой
Один — выстругивает весла,
Вытачивает руль другой,
А третий подшивает парус.
И вот они плывут втроем,
И, пенясь, отступает ярость
Перед уменьем и трудом.
Ведущий: А сейчас наступит самый торжественный, радостный момент нашего праздника. Премии должны найти своих мастеров.
Чествование, награждение умельцев, вручение грамот, премий. Финальный хоровод: «Распахни, Россия, ширь души».
Ведущая:
Россия! Как же это много!
И в мыслях не объять границ.
А для меня она — дорога
С веселой синью медуниц.
А для меня она — речонка,
Пересыхающая в зной.
В нее, как в зеркальце, девчонки
Глядятся каждою весной.
Она то ходит по покосам
В платочке белом в травостой,
То вдруг прикинется березой
С проволглой глянцевой листвой.
То журавлем летит над пашней...
И каждый взгорок, куст любой,
Как день грядущий с днем вчерашним,
Единой связаны судьбой.
Россия — слово-то какое!
Вот так и просится в распев!
Она вспахала поле боя,
Озлобить сердце не сумев.
Россия! Матушка Россия!
Не в тридевятом далеке —
Сегодня мне ее всесилье
В державной видится руке.
Ведущая: Будь внимателен ко всему, что окружает тебя. Не прогляди доброго человека. И если из всего, что ты увидишь, услышишь, у тебя сложится образ мастера — человека, божественным образом наделенного душой и умением, то, как знать, может, и твоя жизнь станет богаче. Возможно, просто уснула твоя струна и вот-вот зазвучит.
Звучит музыка народных песен «Оренбургский пуховый платок», «Лапти», «Во кузнице», «Ростовская финифть», «Пряха».
Ведущий:
Нам остается только посочувствовать тем, кто не пришел сегодня на светлый праздник народного искусства.
Лучики им в душу не входили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была...
А всех, кто пришел, мы приглашаем еще раз посмотреть выставки народных умельцев. С вами поделятся секретами мастерства, посоветуют, продадут, примут заказы на изготовление изделий, покажут мастер-классы.
Счастья вам, радости и творческого вдохновения, дорогие земляки!