Методические разработки http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki Fri, 29 May 2020 00:44:41 +0500 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru Проект "Автобусные экскурсии по Казанскому району" http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/307-proekt-avtobusnye-ekskursii-po-kazanskomu-rajonu http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/307-proekt-avtobusnye-ekskursii-po-kazanskomu-rajonu

                                                                                                                 Автобусные экскурсии по Казанскому району.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Полное название учреждения: Казанский районный краеведческий музей им. В.С. Аржиловского

Почтовый адрес с индексом:  627 420 Тюменская область, Казанский район, с.Казанское, ул.Луначарского, 20а
Код, телефон, факс: 8 (34553) 4-21-81
Электронная почта:  [email protected]

Название проекта: Автобусные экскурсии по Казанскому району

Направление:  Культура и искусство

ФИО автора:  Лахтина Антонина Владимировна

Срок реализации:  2016-2017 гг.

Целевая аудитория:  Жители и гости Казанского района в возрасте от 7 лет.

Вид проекта:  Долгосрочный, коллективный, реализованный во внеурочное время.

Цель проекта: Развитие потребности у населения к изучению истории родного края, воспитание чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.
Задачи:

1. Организация взаимодействия музея со школами, общественными организациями, в т.ч. с районным советом ветеранов.
2. Расширение информационного пространства деятельности музея
3. Развитие и углубление знаний об истории Казанского района
Ожидаемые результаты.

Чтобы лучше узнать историю своего края, необходимо посетить достопримечательности, которые являются подлинными хранителями культуры, истории народа. Часто не хватает информации о том, где находятся достопримечательности, когда их можно посетить, что можно посмотреть в них. Путем организации автобусных экскурсий по разработанным маршрутам проект позволит познакомить детей и взрослых из разных населенных пунктов района и гостей из других мест с историей, достопримечательностями и культурой района. Данный проект поможет так же расширить свой познавательный кругозор и интересно провести время.

 

]]>
[email protected] (Администратор) Методические разработки Mon, 14 Nov 2016 12:51:43 +0500
Проект "Музей в каждый дом" http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/244-proekt-muzej-v-kazhdyj-dom http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/244-proekt-muzej-v-kazhdyj-dom

1. Название проекта: «Музей в каждый дом».
2. Цель проекта: формирование интереса к истории родного края средствами музейной педагогики.
Задачи:
1. Приобщение к культурным и историческим традициям родного края.
2. Воспитание музейной культуры.
3. Выработка навыков общения с музейными предметами.
4. Предоставление подлинных материалов из фондов музеев.
3. Автор проекта: заместитель директора АУ КРСТО «Досуг» по музейной деятельности А.В. Лахтина.
2. Тип проекта:
2.1. по доминирующей в проекте деятельности: проектно-конструкторский с заранее выработанным представлением о продукте творческой деятельности (чемодан)
2.2. по предметно-содержательной области: историко-познавательный
2.3. по времени проведения: продолжительный
2.4. по характеру контактов: работа с людьми с ограниченными возможностями в рамках района
3. Форма представления проекта: представление музейных экспозиций.
4. Источники информации, используемые в процессе выполнения проекта: фонды Казанского краеведческого музея им.В.С. Аржиловского, научно-популярные книги, энциклопедии, воспоминания и личные архивы жителей Казанского района.
Введение.
В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Стартовавший в конце прошлого года новый интерактивный проект «Музей в чемодане» уже успел приобрести положительную репутацию и доброжелательные отзывы среди педагогов, и, самое главное, среди учащихся. Мы предлагаем познакомиться с социальным проектом «Музей в каждый дом», в основе которого лежит идея «Музея в чемодане». Цель данного проекта предоставить возможность людям с ограниченными возможностями Казанского района (детям и взрослому населению) знакомиться с экспонатами и экспозициями краеведческого музея: через удивление, яркие эмоции вызвать интерес к истории родного края средствами музейной педагогики. Проект предназначен для проведения выездных экскурсий для тех, кто не может прийти к нам по тем или иным причинам – инвалиды, учащиеся коррекционной школы, находящиеся на надомном обучении, люди находящиеся в интернатах, больницах, ветераны Великой Отечественной войны, и т.д. Данные экскурсии рассказывают об истории родного края, о быте времён Великой Отечественной войны, об истории одного предмета «языком» интерактивности, т.е. все вещи из чемодана можно брать в руки, рассматривать, изучать, играть с ними. Заинтересованным предлагается создать «Музей в каждый дом » по какой-либо интересующей их тематике. Они сами выбирают интересные им экспонаты, придумывают форму рассказа о каждом. Обязательно вводится элемент общения со слушателями (вопросы, загадки, ребусы). Собрать переносную экспозицию «Музей в каждый дом» можно на любую историческую тему, положив в чемодан предметы быта, альбомы со старыми фотографиями, книги и многое другое – всё зависит от фантазии и желания. Данные экскурсии могут сопровождаться электронными презентациями, звуковыми эффектами, музыкой, видео. Такая форма работы предназначена для людей с ограниченными возможностями, территориально удалённых от районного центра, что особенно актуально для решения социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Литература
1. Дригота В.В. Музеи образовательных учреждений как транслирующий культуру институт // Studia neoterica. Сборник научных статей аспирантов МГПИ. – Вып. 2. – М.: МГПИ, 2009. – С. 44
2. Дригота В.В. Патриотическое воспитание учащихся через восприятие культуры в музее образовательного учреждения // Пространство образования – пространство культуры: Доклады на Всероссийской конференции 26 февраля 2010 г. – М.: МГПИ, 2010 г. – С. 175-176.

]]>
[email protected] (Администратор) Методические разработки Wed, 01 Apr 2015 07:40:22 +0500
Проект «Распахни, Россия, ширь души …» (тематический праздник народных ремёсел) http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/212-proekt-raspakhni-rossiya-shir-dushi-tematicheskij-prazdnik-narodnykh-remjosel http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/212-proekt-raspakhni-rossiya-shir-dushi-tematicheskij-prazdnik-narodnykh-remjosel

Проект
«Распахни, Россия, ширь души ...»
(тематический праздник народных ремёсел)

Пояснительная записка.

Все понимают, как необходимо прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Это основа для воспитания гражданских качеств, развития представлений о человеке, обществе, культуре. Одним словом, для воспитания патриотов страны. Как сказал Ж. Ренар: «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная».
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре. Большинство людей поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Ответы на эти и подобные вопросы помогают восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств. Знакомя подрастающее поколение с народным искусством, творчеством со свидетельствами прошлых эпох - мы тем самым поможем им усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения. В настоящее время наблюдается равнодушие общества к своей народной культуре в силу элементарного отсутствия знаний и представлений. Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек; у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Если отношение к народному декоративно - прикладному искусству в ближайшее время не изменится, то духовные потери в национальном масштабе могут стать катастрофически огромными и абсолютно невосполнимыми.
Все это делает задачу «познакомить подрастающее поколение с народным декоративно-прикладным искусством» особенно актуальной на современном этапе.
Праздник народных ремёсел – это проявление всех форм и видов культуры (устное народное творчество, фольклор, декоративно-прикладное искусство, словесно-музыкальное, народные игры). Участие детей в проведении праздника только дополнит интеллектуальный багаж, даст ощущение полного слияния с природой, обогатит духовный мир, мысли, чувства, поможет почувствовать преемственность поколений.

Цель проекта:
Приобщение детей к культурным национальным традициям через знакомство с народным прикладным творчеством, формирование чувства любви и гордости за свою Родину, развитие творческих способностей детей.

Задачи:
 Знакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
 Приобщать к истокам национальной культуры русского народа.
 Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями.
 Формировать у детей основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, а также бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям, уважение к людям труда.
 Воспитывать способность осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

Направления в работе:
 расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
 знакомство с местными умельцами декоративно-прикладного творчества;
 самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Отличительные особенности данного проекта заключается в том, что проект ориентирован на применение широкого комплекса наглядного материала, использование информационно-коммуникационных технологий (документальные фильмы о всемирно известных промыслах декоративно-прикладного искусства; анимационные фильмы, повествующие историю происхождения промыслов; мультимедийные презентации о народных ремеслах).

Распахни, Россия, ширь души

Составитель программы: Антонина Владимировна Лахтина – заместитель директора по музейной деятельности АУ «КРСТО «Досуг»
Цели: приобщение детей к культурным национальным традициям через знакомство с народным прикладным творчеством, формирование чувства любви и гордости за свою Родину, развитие творческих способностей детей.
Место проведения: Казанский краеведческий музей им. В.С. Аржиловского
Время проведения: июль 2014г
Возраст детей: 9 -17 лет
Количество участников: все желающие
Продолжительность мероприятия: 1 час
Оформление мероприятия: бутафорская малахитовая шкатулка, при открывании которой появляется изображение грота-входа.
Действующие лица: два ведущих (юноша и девушка), старый казак, молодой казак, дети-казаки, Данила – мастер, Хозяйка Медной горы, танцевальный коллектив, вокальная группа, оркестр народных инструментов.
Оборудование и инвентарь: бутафорская малахитовая шкатулка, стенды-выставки в павильонах (каждый павильон оформлен своими атрибутами и характерным инвентарём), шест с декорированным петухом и цветными лентами, бутафорская матрёшка, рушники, шатёр, русские национальные костюмы.
Музыкальное сопровождение: фонограммы эпической русской музыки; «Ярмарочной карусели»; цыганской песни; русских народных песен «Во кузнице», «Ростовская финифть», «Пряха», «Оренбургский пуховый платок», «Лапти».
Подготовительный этап: подготовка номеров художественной самодеятельности участниками, приглашение народных умельцев из населённых пунктов Казанского района, изготовление экспонатов для выставки-продажи.

Ход проведения:

Звучит эпическая русская музыка.

Ведущий: (на фоне эпической русской музыки):
Во дни тревог, во дни сомнений
Как сердце верой окрылить?
Эпохи вздыбленной крушенье
Дано ли нам остановить?

Ведущая:
Веками Русь жила своим умом
И грады-сказки строила по кручам.
Особой статью, песней, ремеслом
И верою красив и славен русич.
В былинах, сказках ли богатырей
Заморским ядом только ведь и брали.
Не дай нам Бог слепых поводырей,
Да лишь бы мы незрячими не стали.
Вновь с Запада вдруг бесов нанесло,
Соблазном нас греховным подкосили.
Без праведника не стоит село!
И не подняться без него России!

На сценическую площадку выходят старый казак, молодой казак и казачата.

Молодой казак: Расскажи нам, батько, про старинных казаков.
Старый казак: Когда император Александр Павлович окончил Венский совет, то захотел по Европе поездить и в других государствах чудес посмотреть. И был при нем донской казак Платов, который этого склонения не любил, и чуть что Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть — и чем-нибудь отведет. Англичане, к примеру, стали звать государя во все свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться. Платов себе сказал:
- Ну, уж тут шабаш. До сих пор я еще терпел, а теперь нельзя. Я своих людей не выдам.
Молодой казак: Ну и что же сделал Платов?
Старый казак: А ты слушай, не перебивай. На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Англичане подают государю пистолю, что взяли из рук Аболона Полведерского.
- Вот, — говорят, — какая у нас производительность.
Государь этому не удивился, у него такие в Царском Селе есть.
- А это пистоля неизвестного, неподражаемого мастера, ее нам адмирал у атамана разбойничьего в Канделябрии из-за пояса вынул. Государь глянул на пистолю и наглядеться не может.
- Ах, ах, — говорит, — как это так, да как же можно так тонко сделать?
А Платов, смеясь на эти слова, опустил руку в широкие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане: «Это не отворяется!», а он внимания не обращает, ну замок ковырять, повернул раз, повернул два — замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».
Молодой казак: Он, этот казак Платов, крепко русский был, за своих душой болел.
Старый казак: Уж болел так болел, доблестный российский воин... Государь думал, что равных англичанам в искусстве нет, а Платов так говорил: «Наши на что взглянут — всё могут сделать, но только им полезного ученья нет».
Молодой казак: Ас английской блохой, что, тоже взаправду было?
Старый казак: Было, как же. Он же донской казак! Платов да тульские мастера ее и подковали. Слыхали про Левшу?
Казачонок: Расскажи про Левшу.
Старый казак: Да что рассказывать, все это знают. Как умер государь Александр Павлович, так забыли все про ту диковинную нимфузорию, что англичане за миллион подарили императору. Она себе лежала в золотом орехе, в шкатулочке, а только никто про это не знал. Крутили, вертели, даже на зуб пробовали.
К счастью, донской казак Платов еще жив был. Как он узнал, что при дворе за беспокойство — к государю во всех орденах явился. Государь спрашивает:
- Чего тебе, мужественный старик, от меня надобно?
- Мне, Ваше величество, ничего для себя не надобно, а пришел я доложить насчет нимфузории, которую отыскали, при ней ключик есть, а у меня есть аглицкий мелкоскоп, в который можно его видеть. И сим ключиком нимфузорию можно завести.
Завели, она пошла прыгать... (Шуршит самокруткой).
Молодой казак: А дальше что?
Старый казак: А ничего. Подковал ту блоху тульский мастер Левша и без мелкоскопа. И на каженной подковке имя свое поставил. Вот такой он мастер — русский Левша! А вам надобно учиться у казака Платова Россию любить, у Левши дело творить.

Казаки уходят.
Музыкальная заставка в исполнении оркестра народных инструментов.
Открывается занавес. Перед занавесом малахитовая шкатулка с гротом-входом. Из него выходит Данило-мастер и грустно присаживается на ступеньку сцены. Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка: Что грустишь, Данило-мастер? Всё тоскуешь за своей Катериной? А ты сотвори мне чашу каменную, чтобы была она похожа на цветок небывалый, да вдохни в него свою душу, оживет тот цветок, а через него оживу и я, и забудешь свою Катеньку. (Загадочно смеется, уходит).

Танцевальный коллектив исполняет танец «Каменный цветок».
Сюжет танца: Данило начинает мастерить чашу. Она не получается. Появляется Хозяйка Медной горы, посмеивается, снова уходит. Данило, думая о Кате, мастерит чашу. Она получается. Катя исчезает, и мастер разбивает уже готовую чашу и уходит к Кате.

Хозяйка: Молодец, Данило-мастер. Помогла тебе любовь сотворить чашу небывалую — цветок каменный, а не смог ты в нее душу свою влить, не отдал своей любви деве каменной. (Смеется).

Ведущий: Народное творчество создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль играли природные условия быта, хозяйства, культуры и торговых связей. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий и украшений. Сегодня мы с вами поговорим о народных промыслах России. Одним из народных ремёсел было изготовление изделий из глины. Рассказ о глиняных игрушках, посуде. После чего предлагается детям небольшой мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки.

Музыкальная заставка.

Ведущий:
Как на ярмарке умельцев
Яркой, переливчатой,
Распахнем в Россию дверцы
Из времен несбыточных.
Земляки, красногвардейцы,

Стар и млад и молодежь,
Позабавишь свое сердце —
Радость светлую найдешь.
Подходи дивиться чуду,

Добрых рук умению.
Удивляться долго будем
Земляков творению.

Ведущие на фоне русской народной музыки, в исполнении оркестра русских народных инструментов, подходят к стендам выставки, держат в руках изделия, рассматривают их, рассуждают.

Ведущий: Удивительные люди - народные мастера! Из дерева и глины, из кости и шерсти, из льна и железа они создавали и создают настоящие чудеса. Будь то прялка или миска, туесок или ложка, ружье или сани — глядишь на них, и глаз не оторвать — до чего ж хороши!
Прочные и удобные в употреблении, они вместе с тем художественны, вносят в жизнь праздник и красоту, излучают радостное тепло. Предки верили, что такие вещи не только дают радость, но и защищают от зла и служат своим хозяевам оберегами.
Ведущая: Когда мастер замышляет создание такой вещи, у него возникает ее образ, и тогда солонка видится утицей, шкатулка — теремком, глиняный горшок — чашей цветка, а сарафан — алой зарей, и рабочая сущность вещи становится одухотворенной фантазией вдохновенного мастера...
Ведущий:
... вдохновенного мастера,
а мне припомнилось:
В телогрейке-размахайке,
В тишине забытых сёл
Лыко гнул железной хваткой,
Водку пил и лапти плел.

Божий дар в нем загубили,
Замолчали до поры
Разговорчивые пилы,
Злые в гневе топоры.

Позабытый всеми, сирый,
Вечно знавший неуют,
Смотрит он, как в сувенирах
Труд его распродают...

А ты говоришь — «вдохновенный мастер».

Ведущая: Ну, зачем же так горько? Может, теперь и настала пора для возрождения народного рукотворчества. А что? Денег лишних, чтобы всё купить, нет, работы стабильной — нет, зато времени — море, и инструменты совершенные есть, а русская тяга к соперничеству, к усовершенствованию всегда была и будет.
По разным жизненным обстоятельствам могли расстаться мастера с ремеслом, перенятым от отцов и дедов , но удивительная память хранит в своих кладовых приемы рисунка, росписи, технологии, свойства красок и материала. И рука не забывает приобретенные когда-то навыки.
Стоит раззадорить такого человека — неожиданно в нем вспыхнет вдохновение. Разве наша ярмарка умельцев не подтверждает это?
Ведущий: Такова уж природа декоративного народного искусства. Если где пробивался родничок творчества и не иссякал в самом начале, то обязательно ширился, набирая силу, становясь значительным явлением. Разве не с народных умельцев начались дымковская и богородская игрушки, жостовский поднос, павлопосадские шали, палех, ростовская финифть, хохломская роспись, гжель, оренбургский платок. Продукция этих промыслов пополняет российскую казну валютой.
Ведущая: А что далеко ходить? Давайте удивляться нашим мастерам.

Мастер – класс по росписи тарелок.

Фонограмма «Ярмарочная карусель». На площадке под музыку появляются юноша и девушки (они изображают карусель). В центре — юноша держит высокий шест, декорированный петухом, цветными лентами, концы которых держат стоящие по кругу девушки. Вращаясь, карусель останавливается перед павильоном «Прядение».

Ведущий:
Эх, прялка!.. Точеные спицы.
Я тронут — гляжу чуть дыша.
В ней жаркого сердца частица,
Далекого детства душа.
За окнами змейкой метели,
От прялки загадочный звук.
Лучились волокна кудели
Меж пальцами маминых рук.
Вращалась рогулька, тянула
Катушка готовую нить...
Нам горько...
Нам прошлого жалко,
Ушедшего недостает.
И старая добрая прялка
О чем-то желанном поет.

Номер художественной самодеятельности.

Ведущая: На выставку умельцев предоставили свои работы мастерицы старинных ремесел — наши земляки из Казанского района. (КРУЖЕВНИЦЫ)

Вокальная группа исполняет композицию «Прялица». Под эту песню девушки прокручивают ярмарочную «карусель» и останавливаются перед павильоном «Кружево».

Ведущие подходят к следующей выставке. Исполняется хоровод «Кружевница». Во время танца — текст.

Ведущий:
Золотые рассыпаны волосы,
Чуть склоненная голова.
Напевая о чем-то вполголоса,
Вяжет девушка кружева.
Вьется ниточка незатейливо,
Нет конца и начала нет,
Словно выткан узор метелями,
Мглистой вьюгой оставлен след.
Люди смотрят и удивляются,
Как искусно творит рука,
Будто реченька выливается,
Речка — белые берега.

Заканчивается хоровод, девушки выводят мастериц на центр поля и кланяются им. Ведущая перечисляет всех мастериц-кружевниц. Мастерицы стоят полукругом, к ним выходит частушечница.

Частушечница:
У меня на кофте белой
Кружева «снежиночка».
Как по улице пройду,
Любуйся, ягодиночка.

Хорошо бы к сарафану
Кружевные рукава,
Да боюся, возле печки
Изорвутся кружева.

Повстречались мы с миленком
У лесочка на мосту.
Про лесочек, про мосточек
Нынче кружева сплету!

Посоветую подружке:
«Без Петрушки не грусти!
Лучше сядем за коклюшки,
Будем кружево плести».

Мастерица-кружевница,
Девушка ученая,
Научи меня плести
Кружево крученое.

Не хвалились бы подружки
Новыми работами —
Я сама вчера сплела
Косынку с самолетами.

Мастерицы с хороводом уходят к своей выставке. Девушки заводят «карусель», которая останавливается у павильона «Жестяная лавка».

Ведущий: (подходит к жестяной лавке).
Это что за теремок?
Околочен жестью бок.
Жестью не простою,
Жестью кружевною.

Кто, кто в теремочке живет?
В разукрашенном жестью живет?

Жестянщик: (из лавки).
Мы — веселые жестянщики,
Подмастерья и наставники.

Исполняется танец «Веселые жестянщики».

Ведущий: Действительно веселые, сколько шума от вашей работы... Ну, а мастеров — своих наставников — вы знаете?
Дети: Знаем!

К нам с заказом поспешите,
Мы исполним, что хотите,
Изготовим верх и низ —
Трубы, желоб и карниз.

Бак, и ведра, и корыто —
Мастерами не забыты
Жестяные кружева...
Нам же к мастеру пора.
(Уходят).

Девушки крутят ярмарочную карусель, которая останавливается у деревянного домика — павильон «Резьба по дереву». Из него выходят музыканты оркестра народных инструментов. (ТЕРЛЕЕВ)

Ведущая: ...Русь деревянная... В горделивых и величавых храмах и избах, словно сошедших со страниц любимых сказок, в домашней утвари и мебели русский крестьянин выражал свое представление о прекрасном. В дереве, которое всегда было под рукой, раскрывалась его любовь к своему жилищу, к родной земле. В нем — его мечта о жизни счастливой, свободной, солнечной.

 Исполняется музыкальный номер.

Ведущий называет фамилии мастеров декоративно-прикладного искусства.

Ведущий: Присмотритесь к их изделиям. Если вам что-нибудь понравилось, мастера готовы выполнить заказ.

Звучит музыка «Карусели». Девушки кружат карусель. Останавливаются возле бутафорской матрешки (павильон «Игрушки»).

Ведущая:
Я — бабушка Матрешка,
Несу грибов лукошко,
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они — матрешеньки,
И все они милешеньки,
Все с аленькими щечками,
Под пестрыми платочками,
Нарядные, пригожие,
На бабушку похожие.

Исполняется танец «Матрешки».

Ведущий: Расписное русское чудо — матрешка. Тряпичная любимая кукла, сшитая бабушкой. Дымковская керамическая игрушка вышла из Дымковской слободы, возле города Кирова. Из села Богородского — игрушки из липы и осины, устроенные подвижным образом: на раздвижных планках — куры стучат клювами, зайцы бьют в барабаны, медведи играют в футбол. У нас на ярмарке умельцев много игрушек.
Есть и тряпичные куклы — радость послевоенного. Приглашаем выйти мастеров-игрушечников.
(ПЕНЯЕВА, МИШИНА, ТЮТЮННИКОВА И Т.Д.)
Выходят мастера.

Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы.

Детский ансамбль исполняет номер художественной самодеятельности. «Карусель» прокручивается, останавливается у павильона «Вышивка». Исполняется танец с вышитыми рушниками. (БАРАБАНЩИКОВА, ЗЛЫГОСТЕВА И Т.Д.)

Ведущая: (во время танца).
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Тут сидела красна девица.
Во левой руке держала пяльца,
Во правой руке — иголочку.
Она шила, красна девица,
И по шелку, и по бархату,
По белому да коленкорчику.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке,
Шила девица приданое,
То приданое немалое.

Ведущий: Русская вышивка — радость женской души. На посиделках парни старались незаметно присмотреть самую умелую и трудолюбивую девушку, ведь от этого тоже зависело благосостояние семьи. Считалось, если девушка дарит парню вышитую рубашку, значит, она хочет его завлечь. Вышитая подаренная вещь — кисет, рубашка, платочек — безмолвное, целомудренное объяснение в любви и верности.
Ведущая: У нас на ярмарке вышивальное рукотворчество представлено очень широко.
Ведущий: Спасибо вам, милые женщины, за тонкие струны вашей души, они звучат в ваших работах. Научите ремеслу своих внучат, и прекрасное искусство вышивки никогда не умрет.

Мастерицы уходят.

Ведущая:
Русской души не понять иноверцу,
Пусть он бичует себя, господа!
Дайте излиться прекрасному сердцу,
Нет в покаянье стыда...

Кружится «карусель», останавливается у цыганского табора. Звучит цыганская песня (фонограмма). Из шатра выбегают цыганчата и предлагают зрителям кузнечные изделия: цепи, тяпки, грабли, подковы.

Ведущий:
Там плавят медь, вагранят крицы,
И горен день и ночь кипит,
И мех вздувает надувальный,
И раз по раз с мечтою в лад
Стучит и бьет за млатом млат
По ребрам звонкой наковальни.
Там много их, то кузнецы —
Потомки белоглазой Чуди...

Ведущая: Так уж повелось, что самыми умелыми кузнецами были цыгане. Промышляли они своим бесхитростным, но таким необходимым в хозяйстве товаром. Вспомните знаменитого Будулая, знакомых вам мастеров.
Ведь и вправду, не только цыганской песней и бурной пляской славится этот народ. Хотя без этого нет полного представления об этих странниках Земли.

Исполняется цыганская песня, пляска.

Ведущий:
Он подумал и размыслил:
«А что будет, если брошу
Я в огонь железо это,
Положу его в горнило»...

Ведущая: Но не только цыганам подвластно это мастерство. Вспомните гоголевского кузнеца Вакулу. О кузнецах шла слава как о колдунах, жрецах горных божеств. Недаром в народных сказках кузнец с самим чертом сладит, и змея за язык прикует, и царю даст достойный ответ. Пламя, искры раскаленного металла — всё это превращало ремесло в священнодействие.
Ведущий: Посмотрите, какие удивительные вещи изготовили наши кузнецы, наши мастера по металлу.

Показ изделий мастеров сопровождается исполнением русской народной песни «Во кузнице». Девушки прокручивают «карусель» и останавливаются возле павильона «Ковроткачество. Лоскутное ремесло».

Ведущая: Хорошая хозяйка никогда не бросит старую одежду или занавеску. Эти вещи могут начать новую жизнь. Хозяйка разрежет их на тряпочки, разберет по цвету, смотает в клубки и сядет за ткацкий станок или возьмет иглу или крючок. И вот лоскутки складываются в пестрые полоски или квадратики — перед вами половик или лоскутное одеяло. Такая домотканая дорожка тянется от входа в горницу до святого угла, а от него к окну, рядом ложится еще и еще одна, и вот весь пол в доме застелен ровными полосатыми половиками. С ними становится теплее и уютнее. На них в грязных сапогах не наступишь — жалко нарушить чистоту их красок, и все почтительно снимают обувь — в доме царит чистота.
Ведущий: В холодный день половики защищают от сквозняков, а в жаркую погоду хранят прохладу и свежесть. Приятно пройти по ним босиком. От небольшого куска ткани в доме становится светлей, радостней.

Звучит плавная музыка.

Ведущая: (на фоне музыки).
Как по небу, по поднебесью
Светел месяц выкатается,
Над высоким над теремом
В облака-то поднимается.
Как во тереме, тереме
Красна девушка Настасьюшка,
В терему она посиживала,
Шелком шила, ткала золотом.

Она выткала да три ковра.
Да как первый ковер выткала
Свекру-батюшке,
А другой ковер-то выткала
Да своей свекрови-матушке,
Ну, как третий ковер выткала
Своему мужу милому.

Ведущая: Не могу надивиться — какая красота окружала быт наших предков-крестьян. Всё такое разное, самобытное, дорогое сердцу потому, что сделано своими руками. А у нас теперь у всех одинаковые кухни, стенки, вазы с бумажными цветами, на стене ковры, одинаковые с лица. Бездушное какое-то бытие...

Ведущий: В стихотворении Александра Щербакова про это хорошо сказано:
Вздыхать всю жизнь о доме отчем,
Видать, удел достался мне,
И не бывает такой ночи,
Чтоб он не снился мне во сне.

Заплат тесовая калитка
С серьгой железного кольца.
Седые каменные плиты
Перед ступеньками крыльца.

А в доме — стол, цветная скатерть,
Герани с тюлями кругом,
В углу переднем — Богоматерь,
И печка русская — в другом...

Ведущие завершили обход выставки. Возле павильонов сидят мастера-умельцы, по возможности выполняют работу.

Ведущая: Чудо... Да, это чудо! Потому что чудесна сама природа художественного творчества.
Люблю старинные ремесла,
Когда в поселке над рекой
Один — выстругивает весла,
Вытачивает руль другой,
А третий подшивает парус.
И вот они плывут втроем,
И, пенясь, отступает ярость
Перед уменьем и трудом.

Ведущий: А сейчас наступит самый торжественный, радостный момент нашего праздника. Премии должны найти своих мастеров.

Чествование, награждение умельцев, вручение грамот, премий. Финальный хоровод: «Распахни, Россия, ширь души».

Ведущая:
Россия! Как же это много!
И в мыслях не объять границ.
А для меня она — дорога
С веселой синью медуниц.
А для меня она — речонка,
Пересыхающая в зной.
В нее, как в зеркальце, девчонки
Глядятся каждою весной.
Она то ходит по покосам
В платочке белом в травостой,
То вдруг прикинется березой

С проволглой глянцевой листвой.
То журавлем летит над пашней...
И каждый взгорок, куст любой,
Как день грядущий с днем вчерашним,
Единой связаны судьбой.
Россия — слово-то какое!
Вот так и просится в распев!
Она вспахала поле боя,
Озлобить сердце не сумев.
Россия! Матушка Россия!
Не в тридевятом далеке —
Сегодня мне ее всесилье
В державной видится руке.

Ведущая: Будь внимателен ко всему, что окружает тебя. Не прогляди доброго человека. И если из всего, что ты увидишь, услышишь, у тебя сложится образ мастера — человека, божественным образом наделенного душой и умением, то, как знать, может, и твоя жизнь станет богаче. Возможно, просто уснула твоя струна и вот-вот зазвучит.

Звучит музыка народных песен «Оренбургский пуховый платок», «Лапти», «Во кузнице», «Ростовская финифть», «Пряха».

Ведущий:
Нам остается только посочувствовать тем, кто не пришел сегодня на светлый праздник народного искусства.
Лучики им в душу не входили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была...
А всех, кто пришел, мы приглашаем еще раз посмотреть выставки народных умельцев. С вами поделятся секретами мастерства, посоветуют, продадут, примут заказы на изготовление изделий, покажут мастер-классы.
Счастья вам, радости и творческого вдохновения, дорогие земляки!

]]>
[email protected] (Администратор) Методические разработки Sat, 12 Apr 2014 16:28:40 +0600
Проект "Музей в чемодане". http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/211-proekt-muzej-v-chemodane http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/211-proekt-muzej-v-chemodane

Проект «Музей в чемодане»

Паспорт проекта:

Название проекта: Музей в чемодане.
Цель проекта: Формирование интереса к истории родного края средствами музейной педагогики.

Задачи:
1. Приобщение к культурным и историческим традициям родного края.
2. Развитие чувства духовности и патриотизма у подрастающего поколения.
3. Воспитание музейной культуры.
4. Выработка навыков общения с музейными предметами.
5. Предоставление подлинных материалов из фондов музеев.


Введение.

Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй.

          В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей. 

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.

Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).

«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Обоснование проекта
В нашем музее много материала и экспонатов, рассказать о каждом из них за одну обзорную экскурсию невозможно. Необходимы тематические лекции, а также новые формы проведения лекций и экскурсий. Какую новую форму работы мы можем выбрать для детей детского сада? Форму игры, так как дети этого возраста познают мир в процессе игры. Для детей более старшего возраста нужны иные формы работы. Тогда мы обратились за помощью к мультимедийным презентациям, так как с помощью презентаций можно грамотно, интересно и содержательно провести полноценную, развернутую лекцию в любой аудитории. Также мы решили наглядно представить экспонаты из фондов музея и рассказать о них аудитории в форме мобильного «Музея в чемодане».
Таким образом, актуальность нашего проекта заключается в популяризации историко-культурного наследия поколений, прививании подрастающему поколению уважения к истории своего края.

Содержание проекта:
Программа состоит из интерактивных занятий с привлечением элементов театрализации и мультимедийных возможностей.
Дети имеют возможность приобщиться к культурным и историческим традициям родного края, соприкоснуться с прошлым через живое восприятие, через реальный предмет – музейный экспонат, стать непосредственным участником действия.
Участники проекта:
Дети сельских школ и детских садов Казанского района, экскурсовод музея.

Сроки реализации проекта:
В течение года.

Механизм реализации проекта:
Программа реализуется экскурсоводом и сотрудниками музея с помощью музейных экспонатов, фотодокументов, слайдов, фильмов, творческих заданий.
Методы, использованные в работе над проектом: исследовательский, информационный.

Ожидаемые результаты:
Мы надеемся, что, благодаря проекту «Музей в чемодане», у учеников школ и воспитанников детских садов сформируется интерес к истории родного края, дети научатся обращаться с музейными экспонатами.

]]>
[email protected] (Администратор) Методические разработки Sat, 12 Apr 2014 16:16:34 +0600
Сценарий конкурсно-игровой программы,посвященной Дню матери «Их подвиг материнский» (к 27 ноября) http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/92-stsenarij-konkursno-igrovoj-programmy-posvyashchennoj-dnyu-materi-ikh-podvig-materinskij http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/92-stsenarij-konkursno-igrovoj-programmy-posvyashchennoj-dnyu-materi-ikh-podvig-materinskij

Скачать сценарий (157 Кб).

]]>
[email protected] (Админ) Методические разработки Sun, 27 Nov 2011 17:39:03 +0600
Музейный урок "Из истории оловянных солдатиков" http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/103-iz-istorii-olovyannykh-soldatikov http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/103-iz-istorii-olovyannykh-soldatikov

Составитель: Черенцева Л.А.

В настоящее время в нашей стране все больше и больше возрастает интерес к военно-исторической оловянной миниатюре, как среди коллекционеров, так и моделистов, униформологов и просто любителей военной истории в целом. Миниатюра находит поклонников среди людей любого возраста и любых профессий.
Когда же появился первый игрушечный солдатик? Точно не знает никто, но известно, что солдатики были уже 40 веков назад. Именно в те невообразимо далекие времена в Древнем Египте вместе с сыном фараона захоронили и фигурки солдатиков-египтян. Может, они должны были охранять принца в загробном мире? Или это была любимая игрушка?
А 23 века назад было создано удивительное войско из глины. Открыли его в 1974 году в Китае, близ города Сиань, рядом с предполагаемым захоронением императора Цинь Шихуанди. Под землей археологи обнаружили тысячи терракотовых солдат. Нет, не «солдатиков»! Эти глиняные воины были в рост человека, не похожи друг на друга, в доспехах и даже с лошадьми. Построенные походными колоннами, они словно ждали приказа своего полководца!
Ученые находили солдатиков из камня, дерева, бронзы, сделанных в Древней Греции и Риме. Полагают, что эти фигурки были связаны с религиозными обрядами.
В средние века дворянские дети играли деревянными солдатиками-кнехтами, а позже солдатиков изготавливали из серебра и даже золота - для обучения царских детей искусству баталий. Для обучения юношей изготовлялись фигуры рыцарей, где точно воспроизводились особенности вооружения. Коллекционирование таких фигурок начинается с XIV века. Большинство европейских монархов отдавали предпочтение этому увлечению.
Ещё в 1516 году мастер Ганс Бургмайер изготовил для императора Максимилиана I фигурки пеших рыцарей, участвовавших в турнире.
В XII веке, например, принц Людовик XIII обладал коллекцией из 300 серебряных солдатиков. Впоследствии эта коллекция перешла к Людовику XIV, который пополнил армию конницей. А для сына императора Наполеона сделали солдатиков из золота. Этот набор из 117 фигурок сохранился до сих пор; он считается самой дорогой игрушкой в мире, и недавно был оценен на аукционе в сотни миллионов испанских песет.
Материалом для изготовления солдатиков служили также воск и пробка, и даже мука и сахар. Именно такими, съедобными, солдатиками, пишет историк Ключевский, играл будущий российский император Петр III. И в самом деле, эти солдатики были съедены... крысой. В гневе наследник престола устроил «преступнице» показательную казнь!
Однако забавы с золотыми и серебряными солдатиками могли позволить себе лишь царские дети, да отпрыски аристократов. Массовой же и недорогой игрушкой солдатики становятся к концу XVIII века, когда их начинают отливать из олова. Изготовлением металлических фигурок занимаются ремесленники в Италии, Швейцарии, Португалии, в других европейских странах. Но подлинного расцвета искусство военной миниатюры достигло в немецких княжествах, где была одна из лучших европейских армий того времени, развиты литейное и граверное ремесла, да и свинец с оловом добывались в большом количестве.
Родоначальником оловянной военной миниатюры считают Иоганна Готфрида Хильперта, сына мастера оловянных дел из Кобурга. Собственное дело Хильперт начал в Нюрнберге, и к 70-м годам XVIII века наладил массовое производство плоских фигурок из олова. Вначале это были театральные герои, домашние животные, но вскоре ведущее место заняли миниатюрные копии немецких солдат. Это была дань народной памяти о замечательных победах армии Фридриха Великого. Затем появляются оловянные модели воинов других стран, особенно Франции и России. Солдатики Хильперта были невысокими - всего 2-3 дюйма (5,08 - 7,62 см) и плоскими (не толще 1 мм), но отменного качества!
Из Нюрнберга производство оловянной миниатюры распространилось на Берлин, Лейпциг и другие города, и к середине XIX века Германия уже экспортировала своих оловянных солдатиков в большинство стран Европы и Америки. В 1839 году в Нюрнберге начинает работать Эрнст Хайнрихссен - основатель одной из самых известных фирм, производящих солдатиков. Он первым поднял художественное исполнение фигурок на высокий профессиональный уровень. Ему принадлежит инициатива в достижении договоренности между производителями о единых размерах фигурок: Пеший солдат - 32 мм; Конный - 44 мм., не считая головных уборов. Этот вид фигурок с тех пор стал называться «нюрнбергский». Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Г.Х. Андерсена.

Скачать план урока

]]>
[email protected] (Админ) Методические разработки Sun, 23 Oct 2011 17:53:17 +0600
Экскурсия "Село моё Ильинское - старинное село" http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/111-selo-mojo-ilinskoe-starinnoe-selo http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/111-selo-mojo-ilinskoe-starinnoe-selo

Экскурсия по с. Ильинка
Автор: Черноголова Екатерина Леонидовна

Волостная площадьНачало маршрута: стадион - волостная площадь. Она занимала целый квартал между улицами Октябрьской и Ленина.

На ул. Октябрьской стояла волостная контора (на месте д. Ибраевых). В конце 18 – начале 19 вв. на волостной площади собирались сельские сходы, наделение землёй, выпасы скота, налоги, выборы сельской власти и мн.др.

С 1977 года открылось новое здание Ильинской школы и волостная пл. стала школьным стадионом.
Здание бывшей Ильинской школы, построенной в середине 20-х годов и открывшейся в 1927г., как школа – семилетка. А вообще история народного образования в нашем крае начала свой отсчёт в 1866г. со Школы грамоты.

Улица Береговая – Епанча (Епанчино) – самая старая улица Ильинки.
Первоначальное название нашего села – Епанчино, по тому месту, откуда прибыли первые поселенцы (это место впадения р. Ишима в Иртыш, ныне Вагайский р-он). Это были люди по фамилиям Ильины, Трушниковы, Путиловы, Ивановы, Панфиловы.
Улица 40 лет Победы – самая молодая улица на южной окраине нашего села. Она появилась в Ильинке, благодаря стараниям дирекции совхоза «Ильинский». Все дома на ней построены в 1984-1985гг. силами совхоза.

Улица Садовая – самая длинная и самая прямая улица в Ильинке.
Её протяжённость – 1км 250м. Названа она в честь сада, посаженного в конце 19 – начале 20вв. купцом Гуляевым. Сейчас это очень старые деревья, огромная лужа, называемая в народе «лыва», где плавают домашние утки да гуси.
Дом купца ГуляеваСохранился дом купца Гуляева.

Ильинская школа и интернат частично были размещены и на Садовой ул. (Показ с правой стороны) У западной окраины Ильинки много лет существовал аэропорт с аэродромом, который принимал самолёты из Петропавловска и Ишима. Сохранилось здание аэропорта. Сохранилось и здание волостного суда.
С улицы Садовой хорошо видна водонапорная башня, высотой примерно с 5-ти этажный дом. Она была построена заезжими мастерами в середине 20в. Ул. Садовая прямиком выходит к производственным помещениям ООО «Сельхозинтеграция»: заправочная станция, материальный склад и скотобойня, МТМ с автопарком, элеватор.
Центральная улица Ильинки, улица Ленина, названа по советской моде.

Центр села
Здание больницыИльинская церковьПамятник (мемориал) 1967г.

Здравоохранение нашего края начало отсчет с 1897 года, когда в Ильинке была открыта лечебница. Старое здание – начала ХХ в. С 1910 года в больнице была – терапия, хирургия, роддом, детское отделение, стоматология, лаборатория. Б. просуществовала в этом зд. до 1987г. В это время было построено новое зд. больницы – профилактория с грязелечением.

Церковь, деревянная часовня, по дозволению Александра Флоровского тобольского архиепископа началось стр. ц. 1797 – 1803г.г. (6 лет) Силами совхоза «Ильинский» отреставрирована 1985-1986г.г. С 1991г. работает.

Памятник (мемориал) 1967г. К 40-летию Победы поставили стелы с фамилиями погибших в ВОВ. 124 чел. – братская могила.

Центр Досуга (Дом культуры) 1978г. 

Социально - культурный центр села: здесь есть магазины (11 шт.), почта, АТС, сбербанк, детский сад – 1978г., административное здание ООО «Сельхознтеграции», с/администрация, рынок, аптека, библиотека, музей – 1994г.
ПивнаяКупеческая лавкаДом М. Путилова

Купеческие лавки в которых сейчас расположены: здание РТП, погран. застава, бар «Встреча».

Дом с мемориальной плитой где родился и жил М. Путилов – герой Сталинградской битвы.

Маслозавод 1899г. Иван Петрович Фигин. Подсобные помешения занимали целый квартал. Производилось: масло на импорт, мороженое, сливки, сметана, ряженка, казеин - который использовался в военных целях в авиации.

Улица Ленина вождь революции, создатель СССР, самый главный коммунист.

Интернат 1988г. Для учащихся из деревень: Благодатное, Ельцово, Баландино, Лебедево, которых привозили на шестидневную учебную неделю с 5 по 10 класс. Лагерь «Берёзка» с 2003г.

]]>
[email protected] (Админ) Методические разработки Wed, 17 Aug 2011 19:58:09 +0600
Сценарий «Моя семья - моя радость» (к 15 мая) http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/93-stsenarij-moya-semya-moya-radost http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/93-stsenarij-moya-semya-moya-radost

Скачать сценарий (165 Кб)

]]>
[email protected] (Админ) Методические разработки Sun, 15 May 2011 17:42:20 +0600
Сценарий мероприятия ко Дню Победы (к 9 мая) http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/94-stsenarij-meropriyatiya-ko-dnyu-pobedy http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/94-stsenarij-meropriyatiya-ko-dnyu-pobedy

Скачать сценарий (142 Кб)
(Встреча ветеранов войны с учащимися школы)

]]>
[email protected] (Админ) Методические разработки Mon, 09 May 2011 17:44:52 +0600
Музейный урок "Великая Отечественная война в истории нашего района" http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/104-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-istorii-nashego-rajona http://kazan.arhiv-museum.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki/104-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-istorii-nashego-rajona

Музейный урок

Музейный урок в музейном пространстве
(урок готовится и проводится в 4 этапа)

  • 1-й этап проводится учителем предметником, предполагается освоение теоретического материала и терминологии.
  • 2-й этап - проводится непосредственно в музее экскурсоводом.
  • 3-й этап - предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам.
  • 4-й этап - класс или представитель класса приглашается на районную краеведческую конференцию «Поиск 2012» (в случае, если поисковая работа по предложенным темам будет приведена в систему и выложена в работе), либо в краеведческий музей им. В.С. Аржиловского, для продолжения беседы по заявленной теме, либо музей представляет передвижные выставки.

В данной работе представлен 2-й этап музейного урока и фотоиллюстрации зала военной славы Казанского районного краеведческого музея им. В.С. Аржиловского.

Музейный урок
Тема: Великая Отечественная война в истории нашего района.


Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий.
Она была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины.
В это же время она явилась и героической вехой этого периода истории.
Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.
Сегодня мы будем говорить о том, какой вклад в историю этой войны, внесли наши земляки.
22 июня 1941года.
Созидательный труд в районе был нарушен фашистским вторжением. Уже начало войны коснулось каждого. Уходили на фронт колхозники, служащие, учителя и выпускники школы. С Казанской земли ушло на фронт 6 306 человек, 3 425 человек не вернулись с войны, из них: погибли в бою - 2 981 человек, пропали без вести - 158 человек, умерли от ран - 274, погибли в фашистских концлагерях - 11.
Центральное место в экспозиции «Великая Отечественная война» занимают материалы о казанцах - Героях Советского Союза. Пятеро уроженцев Казанского района были удостоены звания Героя Советского Союза, им была вручена медаль «Золотая Звезда»:


Всех их объединяет то, что они родились и жили в нашем районе, но, при этом, каждый из них был очень индивидуален.

НаградыЗа свои подвиги, боевые заслуги перед Отечеством наши земляки награждались орденами и медалями.

В настоящее время учениками Казанской школы Павлом и Олегом Гуляевыми под руководством их бабушки Гуляевой Зинаиды Павловны собираются материалы о наших земляках, которые приняли непосредственное участие на боевом и трудовом фронтах Великой Отечественной войны. Ими формируются альбомы «Они вернулись с Великой Отечественной войны» и «Они не вернулись с Великой Отечественной войны». В музее собран богатый материал о казанцах – участниках военных сражений, каждом ветеране войны, собрана папка «Героический тыл», на краеведческой конференции «Поиск-2011» ученицей Смирновской школы Герасимовой Кристиной был представлена работа «Прошедшие ад», в которой собран материал о земляках, находившихся в фашистских концлагерях в годы войны.

Самый знаменитый герой из Казанского района.


В Центральном музее Вооруженных сил СССР, в зале №10 отражена история битвы за Сталинград. В центре полукруга зала на постаменте – башня танка Т-34, внизу земля – земля Сталинграда, перемешанная с пулями и осколками мин и снарядов, политая кровью советских бойцов. На полукруглой стене укреплена снайперская винтовка героев Советского Союза Андрухаева и Ильина, под ней – катушка с телефонным проводом, рядом – орден Отечественной войны II степени и фотография молодого паренька. Надпись: «М.М.Путилов». Матвей Путилов – наш земляк, родился в с. Ильинка. Под надписью описан подвиг Матвея: «В дни жестоких боев за завод «Баррикады» связист 339 стрелкового полка 308 стрелковой дивизии сержант Матвей Путилов при выполнении боевого задания по исправлению телефонной линии связи был тяжело ранен в обе руки. Истекая кровью, умирающий герой подполз к месту обрыва и соединил зубами концы провода, восстановил нарушенную связь». Кроме того, на Мамаевом кургане в Волгограде есть надгробная плита с надписью: «Связисту – сержанту Путилову Матвею Мефодьевичу вечная слава». Подвиг Путилова отражен в одном из эпизодов фильма «Битва на Волге» и в книге воспоминаний маршала войск связи Пересыпкина «А в бою еще важней». О Путилове было написано много статей в местной газете «Наша жизнь», в том числе есть статья нашего земляка Ивана Чашкова, тоже участника Великой Отечественной войны, жившего до 2004 года в г. Москва. За свой подвиг 19-летний Ильинский паренек не был удостоин звания Героя Советского Союза – слишком короток был его боевой путь, но одна из улиц села Казанское, где находится Средняя школа, носит его имя.
Надя Драчук, Аня Бырдина участницы войны, погибшие под Сталинградом.Сколько судеб мы вспоминаем, когда приходим в музей и смотрим на старые, выцветшие фотографии и документы... На скромной фотографии в зале военной славы – три молоденьких девушки. Веселые, улыбающиеся они так и остались для нас молодыми и цветущими работницами местной типографии. Они ушли добровольцами на фронт и погибли в битве за Сталинград.
На фото: Надя Драчук, Аня Бырдина участницы войны, погибшие под Сталинградом.

Письма с фронтаПисьма, газеты, боевые листки сохранили память о войне. Письма писались обычным простым карандашом. Но, как оказалось, карандаш намного практичнее и эффективнее перьевой ручки. Бережно хранятся в семьях участников войны эти пожелтевшие, обтрепавшиеся треугольнички. Ведь это – живая память о том страшном времени.

В этом зале очень много экспонатов, которые отражают ту страшную для нашего народа войну. Вот почти легендарная граната Ф1. Она широко  использовалась нашими бойцами и приобрела среди них огромную популярность. Каждый пехотинец старался иметь на руках пять -  десять гранат, сберегая их главным образом  для отражения атак противника. «Эфка», «Феня», «Фенечка» - как только не называли ее наши солдаты. Но пожалуй, чаще – «лимонкой». Это название произошло от английских гранат системы Лемона, которые поставлялись в Россию во время Первой мировой войны. Граната – один из боевых припасов, предназначенный для поражения живой силы и боевой техники противника осколками и ударной волной, образующимися при взрыве. Как вы думаете, «лимонка» относится к наступательному или оборонительному оружию? Граната «лимонка» - ручная граната оборонительного  действия, доставляется к цели метанием вручную. При средней дальности броска на 40 метров, разлет осколков составлял до 200 метров, что представляло опасность для самого обороняющегося. Поэтому  лучше всего «лимонку» было кидать из комнаты, блиндажа или другого закрытого пространства.

граната Ф1

У каждого солдата были всегда с собой зеленая кружка и ложка. Ложка алюминиевая, очень легкая, некоторые владельцы ложек их подписывали. Как вы думаете, что ели солдаты во время Великой Отечественной войны? У солдат был суточный паек, в разных родах войск были разные нормы, более калорийным был паек летчиков и моряков. В основном в паек входили: хлеб ржаной и пшеничный (летом 800 г., зимой 900 г.), супы с мясом, рыбой, овощные, каши и макаронные изделия. Во время наступлений выдавали сухой паек, в котором были консервы, сало, хлеб и концентрированные супы и каши. Часто положенные нормы не выполнялись из-за нехватки продуктов или невозможности их доставки к месту боя.

Так же у каждого советского солдата был санитарный индивидуальный пакет, с помощью которого он мог бы в любой момент перевязать себе легкую рану.
Советские офицеры носили бумаги, карты, документы в специальной сумке-планшете. В полевых условиях он был для командира и сейфом для документов, и письменным столом. Но он же делал офицера приметной мишенью для противника. Так уже было заведено, что при первой опасности содержимое планшета старательно уничтожалось.

немецкий сигнальный осветительный патронА это немецкий сигнальный осветительный патрон. Он предназначен для оповещения, оперативной передачи команд, донесений, а так же кратковременного освещения отдельных участков местности. Вспомните строчку известной песни: «Светила, падая, ракета, как догоревшая звезда...» Снабжение Советской Армии отличалось от снабжения армии противника. Поэтому многое делалось своими руками, из подручного материала. Например, зажигалка из снаряда, самодельная.
Раскрывая страницу истории войны 1941-1945г, будет неправильно, если я ничего не скажу о тыле – опоре солдат. Ведь вона - это не только тяжелые, кровопролитные бои, решающие сражения. Это и тяжелый и изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу. Мужчины ушли на войну, а их место заняли их жены, старики, те, кто не смог уйти на фронт, и даже дети. С 1-х дней ВОВ местом жизни и отдых у ребят стало колхозное поле. Учащиеся всех школ района во время летних каникул работали на прополке посевов, помогали колхозникам заготавливать корма для колхозного животноводства.
После уроков ребята шли с учителями на сбор колосьев, пшеницы, ржи, ежедневно собирая по 2-3 мешка, тем самым сокращая потери урожая. Для подготовки к весеннему севу собирали запасные части к сельхозинвентарю. Собирали металлолома для строительства танков, самолётов, оружия. Сдавали его государству, а собранные деньги вносили в фонд обороны. Для строительства танков, поездов собирали деньги, но они их не просили, а зарабатывали сами, собирая лекарственные травы, дикорастущие ягоды, металлолом, колоски, давали концерты и спектакли.
Посылали дети и подарки на фронт. Вели переписку с фронтовиками. Посылая сами всё на фронт, сами голодовали. Ели прошлогоднюю картошку, пили молоко, если была корова, питались съедобными травами, ягодами, грибами.
Одеты были очень плохо, в старенькую изношенную одежду. Обувь была одна на всю семью. Многих детей привезли в Казанский район из блокадного города Ленинграда. Для них открыли детские дома в Ильинке, Казанке, Чирках, Б-Ярках и Яровском. Эти дети также работали. Учились вместе с местными детьми в школе. На весь класс был 1 дневник. Писали на клочках газеты, разведённой сажей или соком красной свеклы. Здание школы практически не отапливались и дети после уроков занимались заготовкой дров. Но, не смотря на все трудности, очень хорошо учились. Одним словом, школьники в годы ВОВ стали лучшими помощниками взрослых. И их труд не пропал даром. Они внесли большой вклад в дело Победы над фашисткой Германией.
В нашем музее хранятся воспоминания выпускницы Казанской школы Елизаветы Васильевны Петрухиной. Она и ее одноклассники услышали объявление о вероломном нападении фашистов на Советский Союз из уличного репродуктора, когда возвращались с берега реки Алабуга, где встречали рассвет «взрослой жизни» после выпускного бала. По разному сложились судьбы одноклассников. Всех помнит Елизавета Васильевна, которая проработала всю свою жизнь в Казанской школе, а сейчас является частым гостем и почетным дарителем Казанского районного краеведческого музея.
«Воскресный солнечный день 22 июня запомнился нам навечно. Так не соответствовала это светлое радостное утро той черной, ужасной вести, о которой мы узнали. В сообщении ТАСС говорилось, что ранним утром фашистские войска без объявления войны начали наступление по всей западной границе СССР, и там, на Западе, идут ожесточенные бои, и многие города уже подверглись бомбардировке: Брест, Коваль, Одесса, Могилев. Эти минуты никогда не забудутся.»

Герои битв – герои труда.


Вернувшись с войны, солдаты активно брались за созидательный труд. Необходимо было поднимать сельское хозяйство. Сельскохозяйственная техника за годы войны износилась, пришла в негодность. Машиностроительные заводы были переведены на производство военной техники, поэтому условий для ремонта тракторов в годы войны не могло быть и речи. Поля обрабатывались вручную, подростками и женщинами.

Гуляев Геннадий ЛеонтьевичРатушняк Петр Иванович

В 40-50-е годы XX века подъем сельского хозяйства выразился в образовании и развитии совхозов. За подъем и развитие сельского хозяйства наши земляки Гуляев Геннадий Леонтьевич (фото 1) и Ратушняк Петр Иванович (фото 2) были удостоены высокого звания Герой Социалистического труда. Эти люди прошли всю войну, вернулись с орденами и медалями. Высокое чувство патриотизма не давало им покоя и в мирное время. Эти люди вели за собой, поднимая дух подчиненных своим энтузиазмом.

Участники Великой Отечественной войны – Почетные Граждане Казанского района.


Герои войны, труда, активные участники различных мероприятий районного, областного масштаба, были удостоены звания «Почетный гражданин Казанского района». 29.05.2002 года Постановлением Думы муниципального образования Казанский район за № 22 было утверждено Положение о присвоении звания «Почетный гражданин Казанского района». Этого высокого звания были удостоены участники Великой отечественной войны.

Владимир Тихонович Головачев

Николай Андреевич Ярков

Михаил Иванович Вьюшков

Василий Федорович Кныш

В заключительной части урока, для подготовки к 3-му этапу музейного урока, учащимся предлагается еще раз самостоятельно ознакомиться с содержанием экспозиций, посмотреть экспонаты зала военной славы. После просмотра экспонатов зала военной славы учащимся предлагаются темы для самостоятельной обработки поискового материала. Примерные темы:

  • Семейная реликвия
  • Великая Отечественная война и мои родственники в ней.
  • «У войны не женское лицо» (об участниках Великой Отечественной войны – женщинах)
  • Мультимедиа представление «Никто не забыт, ни что не забыто» (о погибших выпускниках Казанской школы).
]]>
[email protected] (Админ) Методические разработки Tue, 03 May 2011 19:08:31 +0600