Проект "Музей в чемодане".

  • Печать

Проект «Музей в чемодане»

Паспорт проекта:

Название проекта: Музей в чемодане.
Цель проекта: Формирование интереса к истории родного края средствами музейной педагогики.

Задачи:
1. Приобщение к культурным и историческим традициям родного края.
2. Развитие чувства духовности и патриотизма у подрастающего поколения.
3. Воспитание музейной культуры.
4. Выработка навыков общения с музейными предметами.
5. Предоставление подлинных материалов из фондов музеев.


Введение.

Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй.

          В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей. 

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.

Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).

«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Обоснование проекта
В нашем музее много материала и экспонатов, рассказать о каждом из них за одну обзорную экскурсию невозможно. Необходимы тематические лекции, а также новые формы проведения лекций и экскурсий. Какую новую форму работы мы можем выбрать для детей детского сада? Форму игры, так как дети этого возраста познают мир в процессе игры. Для детей более старшего возраста нужны иные формы работы. Тогда мы обратились за помощью к мультимедийным презентациям, так как с помощью презентаций можно грамотно, интересно и содержательно провести полноценную, развернутую лекцию в любой аудитории. Также мы решили наглядно представить экспонаты из фондов музея и рассказать о них аудитории в форме мобильного «Музея в чемодане».
Таким образом, актуальность нашего проекта заключается в популяризации историко-культурного наследия поколений, прививании подрастающему поколению уважения к истории своего края.

Содержание проекта:
Программа состоит из интерактивных занятий с привлечением элементов театрализации и мультимедийных возможностей.
Дети имеют возможность приобщиться к культурным и историческим традициям родного края, соприкоснуться с прошлым через живое восприятие, через реальный предмет – музейный экспонат, стать непосредственным участником действия.
Участники проекта:
Дети сельских школ и детских садов Казанского района, экскурсовод музея.

Сроки реализации проекта:
В течение года.

Механизм реализации проекта:
Программа реализуется экскурсоводом и сотрудниками музея с помощью музейных экспонатов, фотодокументов, слайдов, фильмов, творческих заданий.
Методы, использованные в работе над проектом: исследовательский, информационный.

Ожидаемые результаты:
Мы надеемся, что, благодаря проекту «Музей в чемодане», у учеников школ и воспитанников детских садов сформируется интерес к истории родного края, дети научатся обращаться с музейными экспонатами.